Матрица 9 boxes — известный в HR-среде инструмент, который используют для визуализации производительности и потенциала сотрудников. Это простая и удобная таблица, благодаря которой легко понять, кто из работников настоящий лидер, а значит, явный претендент на повышение или включение в кадровый резерв. Тем не менее, стоит разобраться: матрица 9 boxes - это модный инструмент или полезный?
Журнал "Директор по персоналу" задал вопрос экспертам о плюсах и минусах матрицы 9 boxes.
Эксперт ГК Русконсалт Наталья Гаршина высказала свое мнение относительно применения матрицы 9 boxes в управлении персоналом.
Я часто использую различные матрицы для того, чтобы продемонстрировать результаты исследования или анализа. Для упрощения принятия кадровых решений использование матриц полезно, но как средство визуального представления результатов предварительной аналитической работы, а не как инструмент анализа.
Приведу пример матрицы для сегментации кадрового состава компании. Эта матрица значительно проще 9 boxes, в ней всего 4 составляющие.
Подробнее, как использовать матрицу в статье "Мотивированный или компетентный: кого выбрать?"
А вот еще пример матрицы для оценки лидерских качеств: Статья "Лидер: панацея для бизнеса или хайп".
Я использую матрицу для категорирования сотрудников, исключительно как инструмент для работы с руководителями. Иными словами, матрица – это документ для внутреннего пользования, для принятия управленческих решений руководителями.
С сотрудниками, попавшими в поля матрицы, мы обсуждаем зоны их развития без «ярлыков», в полном соответствии с нормами деловой этики и Трудового законодательства.
Обратная связь сотрудникам предоставляется на основе критериев, обозначенных в модели компетенции, показателях эффективности и т.д.
Пример модели компетенций здесь: Статья "Компетенции руководителя не зависят от кризиса"
Любая управленческая технология при неправильном использовании может нанести вред. К тому же оценка не может быть на 100% объективной. Это необходимо учитывать при определении места сотрудника в матрице. Что же касается прогнозов и предсказаний относительно развития потенциала сотрудников, то, на мой взгляд, важно подкрепить «гадание» инструментами планирования мероприятий по достижению целей. Если мы хотим, чтобы сотрудник добился определенных целей в развитии, то необходимо спланировать траекторию развития и расставить контрольные точки для мониторинга прогресса.
Например, мы прогнозируем, что сотрудник отдела продаж имеет высокий потенциал, что позволит ему через пять лет стать руководителем отдела продаж. Мы зачисляем сотрудника в кадровый резерв. Как сделать, чтобы нашли прогнозы сбылись и вложения в нашего перспективного кандидата окупились управленческой прибылью?
Контролировать процесс! Для этого не реже одного раза в год мы проводим анализ прогресса развития навыков резервиста. Мы проводим анализ не умозрительно, а на основании четких критериев и плана индивидуального развития. Если сотрудник отклоняется от траектории развития, то мы тщательно анализируем причины и принимаем соответствующие меры.
Предсказание – это для астрологов, а в менеджменте нужны система контроля достижения запланированных результатов и управление рисками. Услуга - Система планирования и контроля.
Читайте статью в журнале "Директор по персоналу" №3, нажав на картинку ниже.