ваш инструмент для достижения
бизнес-целей.

Лидер: панацея для бизнеса или хайп

Главная / Публикации / Статьи / Лидер: панацея для бизнеса или хайп

Лидер: панацея для бизнеса или хайп   

Страсти по лидерству


Тема лидерства – одна из самых популярных тем, будоражащих умы многих начальников, мечтающих стать настоящими лидерами. Считается, что только настоящий лидер способен привести бизнес к успеху.  Однако гуру менеджмента Питер Друкер (Peter Ferdinand Drucker) в одном из своих интервью опровергнул страсти по лидерству:  «Скажем прямо, я не верю в лидеров. Вся эта шумиха вокруг лидеров — опасная ерунда. Это пустословие. Забудьте об этом».


Стоит отметить, что и сам образ лидера воспринимается неоднозначно.


В общепринятом понимании лидер – это пассионарий, трудоголик, «генерал на боевом коне», уверенный в себе, энергичный, харизматичный, быстро принимающий решения, знает всё лучше всех.


А кем же тогда считать скромного, флегматичного Стива Джобса? Разве он не был интеллектуальным лидером? Его творение даже после смерти создателя сохранило технологическое первенство.


Современные ожидания от лидера: эмпатия, гибкость, экологичность, открытость, честность, порядочность, умение убеждать и вести за собой еще больше  усложнили понимание того, каким должен быть лидер.


Так кто же такой лидер и способен ли он привести бизнес к успеху? Является лидер панацей для бизнеса или это просто хайп? Попробуем разобраться.


Кто   такой лидер?


Слово Лидер  происходит от англ. Leader – «ведущий, идущий впереди».


Лидер должен всегда быть впереди и этого достаточно? На мой взгляд,  важно не только то, что лидер идёт впереди, а важно, сколько людей идут  за лидером, есть ли у лидера последователи.


Очень точно по этому поводу высказался Дэвид Майстер: «Повести за собой профессионалов непросто. Прежде чем они признают нового лидера (не говоря уже о том, чтобы такой лидер добился успеха), действующие самостоятельно профессионалы должны согласиться поддаться влиянию со стороны такого человека». [Д. Майстер «Управление фирмой, оказывающей профессиональные услуги»]


Получается, что лидер – это тот, за кем люди следуют  добровольно.


 А за кем люди готовы идти добровольно?


Леонид Кроль так описывает лидерство: «В российском культурном багаже больше образов, связанных, во-первых, с агрессией, энергией, первенством, жестокостью, авторитарностью лидера, а во-вторых - с его рациональностью, технократичностью, бесстрастием («лидер не поддается эмоциям»). [Л. Кроль «Лидер наизнанку»]


Кто идёт за лидером?


Все люди разные. И всем нужны разные лидеры.


Одни пойдут за харизмой и энергией, другие за теплотой и заботой, третьи за эмпатией и  сопереживанием, четвертые за  властью  и ресурсами ...


Попробуем разобраться с этим, используя типологическую модель Владимира Исаковича Герчикова. [Типологическая концепция трудовой мотивации (часть 1) // Мотивация и оплата труда. 2005. № 2, с. 53-62; Типологическая концепция трудовой мотивации (часть 2) // Мотивация и оплата труда. 2005. № 3, с. 2-6]


Рассмотрим, какой тип лидерства будет востребован каждым мотивационным типом.


Отмечу, что в данной статье не ставится цель подробно разобрать суть типологической теории, поэтому характеристики мотивационных типов даны с некоторой долей упрощения. Безусловно, теория В.И. Герчикова заслуживает глубокого, а не поверхностного рассмотрения, что не позволяет сделать формат данной статьи.



В типологической модели «чистых мотивационных типов» не существует. Кроме того, каждом человеке так много всего намешано помимо мотивационных типов. Поэтому требования к лидеру будут корректироваться в зависимости от преобладания тех или иных характерных признаков личности. Но в целом картина ясна – идеального лидера для всех не существует.  


Влияет ли на лидерство окружающая ситуация?


На ожидания от лидера влияют и рыночные условия, в которых находится бизнес. Рассмотрим, как должен поступить лидер с каждым мотивационным типом, чтобы продолжать вести за собой и удержать лидерские позиции в различных ситуациях.


Ситуация первая


Кризис, форс-мажор, неопределённость, паника. 



Ситуация вторая


Стабильность, предсказуемость, спокойствие



Ситуация третья


Развитие, новые возможности, перемены



Как видим, изменения в рыночной среде и стоящие перед бизнесом задачи тоже влияют на действия лидера. Лидер должен реагировать на все происходящие изменения, чтобы продолжать вести за собой разных людей и выполнять поставленные перед бизнесом цели. Сохранить своё влияние лидер сможет только при дифференцированном подходе к каждому типу личности. Быть лидером для всех – не получится.


Формула успешного лидера


Для тех читателей, которые предпочитаю конкретные решения и формулы успеха, предлагаю осмыслить четыре важных качества лидера. Полагаю, что эти качества могут лидировать в любых ситуациях.


Четыре важных качества, которые необходимы в любые времена:



Рассмотрим, чем наполнены эти качества.



Формула успешного лидера не позволит стать идеалом. Да это и не нужно.


Гуру менеджмента Ицхак Калдерон Адизес в своей книге [Адизес И. "Развитие лидеров. Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей"] о развитии лидеров убеждает нас в том, что идеальных лидеров не существует. Не стоит пытаться стать совершенством, это невозможно. Гораздо продуктивнее развивать в себе свои сильные качества, а также помнить, что хорошего лидером для всех стать  невозможно. А вот развить в себе управленческие качества, для того, чтобы сохранять влияние в разных ситуациях возможно.


Наталья Гаршина, директор по организационному развитию ГК Русконсалт.


Также статью можно прочитать в журнале "Кадровые решения" №12 декабрь 2022, нажав на фото ниже.