ваш инструмент для достижения
бизнес-целей.

Эксперты ГК Русконсалт на портале HR.Manager, Пловдив, Болгария

Главная / Публикации / Статьи / Эксперты ГК Русконсалт на портале HR.Manager, Пловдив, Болгария

Эксперты ГК Русконсалт на портале HR.Manager, Пловдив, Болгария   

Пошаговый алгоритм построения системы обучения в отделе продаж


 


Я помню, как ещё несколько лет назад, в начале «нулевых», теоретики и практики управления рьяно спорили друг с другом на тему: «Нужно ли обучать персонал?». Огромное количество статей, выступлений спикеров было посвящено этой теме. Затем дискуссия перешла в другое русло: «Как обучать персонал?», «Есть ли польза от тренингов?», «Как выбрать тренера?», …, ну и так далее. Поскольку в основе любого бизнеса лежат отношения купли-продажи, а sales-менеджеры трудятся на «передней линии», то вопросы обучения продавцов являются весьма актуальными.


Почему для бизнеса важно внедрить именно систему обучения и управления знаниями?


Вот несколько причин:



 


Задача обучения – заменить привычные модели поведения сотрудников наиболее эффективными. А это можно сделать только в результате постоянного переосмысления практического опыта.


В данной статье я хочу поделиться собственным опытом внедрения системы внутреннего обучения и управления знаниями в отделе продаж одной компании, работающей на рынке В2В.


Передо мной, как перед новым HR-директором, стояла задача совершенствования системы обучения менеджеров по продажам. Компания и до этого обучала своих sales-менеджеров, регулярно приглашая профессиональных тренеров по продажам. Проведя анализ эффективности обучения, я предложила несколько иной подход.  Важно было органично «встроить» тренинги по продажам во внутреннюю систему обучения и управления знаниями. 


Итак, первые пять шагов по систематизации знаний sales-команды.


 


Шаг первый. Анализ задач обучения


 


Для начала мы выделили бизнес-процессы отдела продаж, которые приводят к выполнению целевых плановых показателей:



Описание этих бизнес-процессов позволило нам зафиксировать все совершаемые менеджером по продажам действия, которые приводят его к результату.


Например, бизнес-процесс «Привлечение новых клиентов» состоит из целого ряда функций:



 


Если менеджер выполняет перечисленные выше функции правильно, то вероятность получения запланированного результата существенно повышается. Поэтому нам предстояло ответить на два вопроса: «Какое выполнение функций мы будем считать правильным?», «Как сейчас выполняются перечисленные выше функции?».


Поэтому следующей задачей стало выявление ограничений, препятствующих выполнению плановых показателей. 


 


Шаг второй. Выявление ограничений 


 


Для того, чтобы выявить причины, ограничивающие возможность выполнения плана, мы провели анализ выполняемых в каждом бизнес-процессе функций. Для анализа мы сравнили фактическое и «эталонное» поведение менеджера. 


 


Таблица 1. Сравнение факта с эталоном на примере мониторинга территории


 

























Функция в бизнес-процессе


Как делается сейчас


Как должно быть


Что нужно сделать


Мониторинг территории 


Каждый менеджер ищет клиентов по собственному алгоритму. Новые сотрудники, приходящие в компанию, учатся искать клиентов методом «проб и ошибок», что недостаточно эффективно.


Менеджер должен действовать по четкому алгоритму мониторинга территории на основании портрета целевого клиента.  


Разработать алгоритм мониторинга территории. Обучить менеджеров проводить мониторинг по заданному алгоритму. Определить чёткие критерии целевого клиента. Обучить менеджеров определению целевой торговой точки, удовлетворяющей требованиям компании. 


 


По алгоритму, представленному в Таблице 1, мы провели анализ всех функций, которые выполняют sales-менеджеры в бизнес-процессах, связанных с продажами и сервисным сопровождением клиентов. 


 


Шаг третий. Анализ проблем при работе с клиентами


 


С помощью анкетирования и прямой коммуникации, мы получили перечень основных возражений от клиентов и описание сложных ситуаций, с которыми sales-менеджеры не могут справиться самостоятельно. 


В результате у нас получился внушительный список. Данную информацию мы систематизировали и объединили в две группы. 


Первая группа – это трудности, связанные с недостаточным знанием принятых в компании правил. Например: документальное сопровождение сделок, возврат товара, правила приема рекламаций, шаблоны отчетов, алгоритмы работы с CRM и т.д. 


Вторая группа связана с недостаточностью навыков для профилактики возражений при работе с клиентами. Например: незнание конкурентных преимуществ продукта, неумение выявлять проблемы клиента и формировать спрос, отсутствие навыков ведения переговоров и т.д. 


Данная классификация позволила нам определить подходы к устранению этих проблем и сформулировать задачи обучения.


 


Шаг четвертый. Формулирование задач обучения 


 


Итак, в результате проделанной работы у нас появились:



Все это позволило нам сформулировать задачи обучения: обучение менеджеров бизнес-процессам, обучение стандартам и правилам компании, обучение ведению переговоров и навыкам продаж. 


Обучение sales-менеджеров бизнес-процессам отдела продаж необходимо для того, чтобы обеспечить непрерывность управления процессами, связанными с выполнением плана. 


Обучение sales-менеджеров правилам компании важно для того, чтобы каждый сотрудник отдела продаж мог предоставить достоверную информацию клиенту, помочь клиенту при работе с компанией. 


Обучение навыкам продаж важно для того, чтобы на этапе переговоров предотвращать возможные возражения клиентов, демонстрировать выгоды от взаимного сотрудничества, укреплять партнерские отношения с клиентами. 


Все эти знания вместе позволяют продавцу быть по-настоящему компетентным.  


 


Шаг пятый. Разработка методики обучения 


 


Итак, определившись с тем, чему учить менеджеров по продажам, важно было выбрать оптимальную методику обучения. 


Эффективным способом обучения бизнес-процессам является отработка навыков взаимодействия при выполнении своих функций в бизнес-процессах.  Для «прокачки» этих навыков мы собрали участников бизнес-процессов, связанных с продажами, на специально организованный staff meeting, куда пригласили и сотрудников других подразделений-участников данных процессов. В ходе этой встречи мы «отрепетировали» механизмы передачи друг другу информации и договорились о правилах взаимодействия. 


Правила и стандарты компании необходимо было сначала систематизировать. Поэтому мы собрали всю информацию, которой руководствуются менеджеры при работе с клиентами (договоры, стандарты, правила, инструкции, устные договоренности, обычаи и т.д.). После этого мы оценили необходимость актуализации этих документов или разработки дополнительных инструкций, памяток, чек-листов. Задачи подготовки документов мы распределили между ответственными. В результате мы пополнили свою базу знаний «шпаргалками», облегчающими менеджерам по продажам осуществлять функции более профессионально. 


Ну, а что касается обучения проведению переговоров и работе с возражениями, то для этого мы применили метод case-study.


Об этом я расскажу в следующей статье.  


 


Наталья Гаршина, консультант по организационному развитию, директор по персоналу


www.rusconsult.ru


 


Опубликована на портале:

https://hrmanager.bg/algoritum-za-izgrazhdane-na-sistema-za-obuchenie-v-otdela-po-prodazhbi/