Текущая сложная экономическая ситуация в стране требует от руководства компаний решительных действий по снижению операционных затрат. При этом, сокращение штатной численности представляется одной из обязательных статей секвестирования, ведь ФОТ и взносы с фонда оплаты труда как правило составляют до 50% в составе затрат российских предприятий. Однако, известно, что "кадры решают все". И здравомыслящий руководитель в последнюю очередь обратится к такому неблагодарному средству минимизации расходов, каковым является сокращение численности персонала. Пусть приведенные ниже меры войдут в ваш арсенал возможных мер по оптимизации затрат компании без необходимости сокращений штата.
- Объявите мораторий на любое расширение штата. Отмените все текущие открытые вакансии. По всем сотрудникам, находящимся на испытательном сроке, объявите о том, что испытательный срок ими не пройден. В случае авралов в каких-либо подразделениях, используйте инсорсинг - привлекайте на временные работы сотрудников из других структурных подразделений.
- Объявите премию за увольнение по собственному желанию всем, кто заявит об увольнении в течение двух недель. Пусть все, кто задумывался про смену работы, решатся на это в ближайшее время. Разумеется, будьте крайне осторожны - потеря ключевых специалистов в период кризиса может оказаться фатальной.
- Сдавайте ваших сотрудников в аренду. Предложите услуги ваших специалистов вашим коллегам-собственникам бизнеса, предоставьте сотрудникам возможность самостоятельно искать себе "калым". Не платите сотрудникам за время, которое они потратят на работу "на сторону".
- Объявите премию за рац. предложения, которые позволят снизить затраты компании.
- Создайте проектную группу в составе наиболее лояльных сотрудников из различных подразделений, задачей которой будет выработка предложений по снижению затрат.
- Не посылайте на семинары и тренинги более одного человека. Вместо этого требуйте от сотрудника, вернувшегося с семинара или тренинга провести внутренний семинар для остальных сотрудников.
- Откажитесь от услуг внешних сервисных компаний. Вместо того, чтобы сокращать персонал, предложите им дополнительную работу (без дополнительной оплаты) - передайте им функции, за которые приходилось платить аутсорсерам (заправка картриджей, доставка, уборка...).
- Если ваша система мотивации предполагает выплату премиальных, постарайтесь перевести эти премии в натуральную форму - выдавайте часть премии продукцией компании или, возможно, продукцией партнеров или клиентов. Вполне возможно, что такая продукция будет обходиться вам дешевле розничной рыночной стоимости.
- Пересмотрите значения целевых показателей KPI. Ваши сотрудники должны согласиться с тем, что в период финансовых потрясений от них требуются более значительные усилия, для того чтобы удержать компанию на должном уровне доходности и, соответственно, заработать право на высокие премиальные.
- Откажитесь от профессиональных консультантов, дизайнеров, программистов и так далее. Замените соответствующие работы и услуги работой фрилансеров или обратитесь к образовательным учреждениям, возможно данную работу будут рады выполнить для вас студенты за существенно более низкую плату или полностью бесплатно - за опыт.
- Организуйте учет и контроль за использованием расходных материалов - канцелярских и хозяйственных товаров. Введите сложную бюрократическую процедуру получения товаров для офиса со склада. Это безусловно вызовет недовольство, но гарантированно приведет к экономии.
- Самое время встряхнуть базу поставщиков. Проведите тендеры на поставку сырья и материалов, а также товаров для офиса.
- Откажитесь от командировок с целью проведения переговоров. Замените такие командировки проведением skype-конференций.
- Регулярно отслеживайте динамику рынка недвижимости. Потребуйте снижения стоимости аренды офиса, складских или производственных помещений, как только вы соберете достаточно аргументов о снижении цен по рынку в целом.
- Если ваши помещения находятся у вас в собственности, постарайтесь "ужаться" и освободить часть площадей, чтобы сдать их в аренду. Если ваша компания арендует помещения, вы можете отказаться от части помещений или сдать их в субаренду.
На самом деле заниматься оптимизацией затрат следовало на постоянной основе до экономических потрясений. И если ваша организация действительно находится в состоянии кризиса, "резать косты" - вряд ли является эффективной антикризисной стратегией. Возможно нужна действительно новая стратегия, изменение модели управления или бизнес-модели в целом...