Сказка ложь, да в ней намек, добрым… менеджерам урок.
Метафора – идеальный способ познания. С древнейших времен все хитросплетения жизни отражались в легендах, мифах, сказках. Предлагаю в этом разделе немного отдохнуть и пошутить на злободневные темы. Я буду рассказывать Вам сказку и переносить ее смысл на менеджерский язык. А поскольку в каждой сказке есть урок (и не только для добра молодца), я постараюсь его извлечь, чтобы в дальнейшем не приходилось идти туда, не знаю куда, и искать то, не знаю что.
Итак, прочтем вместе с Вами сказку Максима Горького «Про Иванушку – дурачка».
В сказке используется аутентичное имя героя. Любое сходство с реальными людьми является случайным совпадением.
ПРО ИВАНУШКУ - ДУРАЧКА
Жил-был Иванушка-дурачок, собою красавец, а что ни сделает, всё у него смешно выходит – не так, как у людей.
Нанял его в работники один мужик, а сам с женой собрался в город; жена и говорит Иванушке:
– Останешься ты с детьми, гляди за ними, накорми их!
– А чем? – спрашивает Иванушка.
– Возьми воды, муки, картошки, покроши да свари – будет похлебка!
Мужик приказывает:
– Дверь стереги, чтобы дети в лес не убежали!
Уехал мужик с женой; Иванушка влез на полати, разбудил детей, стащил их на пол, сам сел сзади них и говорит:
– Ну вот, я гляжу за вами!
Посидели дети некоторое время на полу, – запросили есть; Иванушка втащил в избу кадку воды, насыпал в нее полмешка муки, меру картошки, разболтал всё коромыслом и думает вслух:
– А кого крошить надо?
Услыхали дети – испугались:
– Он, пожалуй, нас искрошит!
И тихонько убежали вон из избы.
Иванушка посмотрел вслед им, почесал затылок, – соображает: “Как же я теперь глядеть за ними буду? Да еще дверь надо стеречь, чтобы она не убежала!”
Заглянул в кадушку и говорит:
– Варись, похлебка, а я пойду за детьми глядеть!
Снял дверь с петель, взвалил ее на плечи себе и пошел в лес; вдруг навстречу ему Медведь шагает – удивился, рычит:
– Эй, ты, зачем дерево в лес несешь?
Рассказал ему Иванушка, что с ним случилось, – Медведь сел на задние лапы и хохочет:
– Экой ты дурачок! Вот я тебя съем за это!
А Иванушка говорит:
– Ты лучше детей съешь, чтоб они в другой раз отца-матери слушались, в лес не бегали!
Медведь еще сильней смеется, так и катается по земле со смеху!
– Никогда такого глупого не видал! Пойдем, я тебя жене своей покажу!
Повел его к себе в берлогу. Иванушка идет, дверью за сосны задевает.
– Да брось ты ее! – говорит Медведь.
– Нет, я своему слову верен: обещал стеречь, так уж устерегу!
Пришли в берлогу. Медведь говорит жене:
– Гляди, Маша, какого я тебе дурачка привел! Смехота!
А Иванушка спрашивает Медведицу:
– Тетя, не видала ребятишек?
– Мои – дома, спят.
– Ну-ка, покажи, не мои ли это?
Показала ему Медведица трех медвежат; он говорит:
– Не эти, у меня двое было.
Тут и Медведица видит, что он глупенький, тоже смеется:
– Да ведь у тебя человечьи дети были!
– Ну да, – сказал Иванушка, – разберешь их, маленьких-то, какие чьи!
– Вот забавный! – удивилась Медведица и говорит мужу: – Михайло Потапыч, не станем его есть, пусть он у нас в работниках живет!
– Ладно, – согласился Медведь, – он хоть и человек, да уж больно безобидный!
Дала Медведица Иванушке лукошко, приказывает:
– Поди-ка набери малины лесной, – детишки проснутся, я их вкусненьким угощу!
– Ладно, это я могу! – сказал Иванушка. – А вы дверь постерегите!
Пошел Иванушка в лесной малинник, набрал малины полное лукошко, сам досыта наелся, идет назад к медведям и поет во всё горло:
Эх, как неловки
Божии коровки!
То ли дело – муравьи
Или ящерицы!
Пришел в берлогу, кричит:
– Вот она, малина!
Медвежата подбежали к лукошку, рычат, толкают друг друга, кувыркаются, – очень рады!
А Иванушка, глядя на них, говорит:
– Эх-ма, жаль, что я не Медведь, а то и у меня дети были бы!
Медведь с женой хохочут.
– Ой, батюшки мои! – рычит Медведь. – Да с ним жить нельзя, со смеху помрешь!
– Вот что, – говорит Иванушка, – вы тут постерегите дверь, а я пойду ребятишек искать, не то хозяин задаст мне!
А Медведица просит мужа:
– Миша, ты бы помог ему!
– Надо помочь, – согласился Медведь, – уж очень он смешной!
Пошел Медведь с Иванушкой лесными тропами, идут – разговаривают по-приятельски.
– Ну и глупый же ты! – удивляется Медведь, а Иванушка спрашивает его:
– А ты – умный?
– Я-то?
– Ну да!
– Не знаю.
– И я не знаю. Ты – злой?
– Нет. Зачем?
– А по-моему – кто зол, тот и глуп. Я вот тоже не злой. Стало быть, оба мы с тобой не дураки будем!
– Ишь ты, как вывел! – удивился Медведь.
Вдруг видят: сидят под кустом двое детей, уснули.
Медведь спрашивает:
– Это твои что ли?
– Не знаю, – говорит Иванушка, – надо их спросить. Мои – есть хотели.
Разбудили детей, спрашивают:
– Хотите есть?
Те кричат:
– Давно хотим!
– Ну, – сказал Иванушка, – значит, это и есть мои! Теперь я поведу их в деревню, а ты, дядя, принеси, пожалуйста, дверь, а то самому мне некогда, мне еще надобно похлебку варить!
– Уж ладно! – сказал Медведь. – Принесу!
Идет Иванушка сзади детей, смотрит за ними в землю, как ему приказано, а сам поет:
Эх, вот так чудеса!
Жуки ловят зайца,
Под кустом сидит лиса,
Очень удивляется!
Пришел в избу, а уж хозяева из города воротились, видят: посреди избы кадушка стоит, доверху водой налита, картошкой насыпана да мукой, детей нет, дверь тоже пропала, – сели они на лавку и плачут горько.
– О чем плачете? – спросил их Иванушка.
Тут увидали они детей, обрадовались, обнимают их, а Иванушку спрашивают, показывая на его стряпню в кадке:
– Это чего ты наделал?
– Похлебку!
– Да разве так надо?
– А я почем знаю – как?
– А дверь куда девалась?
– Сейчас ее принесут, – вот она!
Выглянули хозяева в окно, а по улице идет Медведь, дверь тащит, народ от него во все стороны бежит, на крыши лезут, на деревья; собаки испугались – завязли, со страху, в плетнях, под воротами; только один рыжий петух храбро стоит среди улицы и кричит на Медведя:
– Кину в реку-у!..
Итак. Жил-был менеджер. В целом неплохой был человек, даже красив собой. Успешно прошел собеседование в маленькую семейную компанию и устроился работать менеджером.
Собрался однажды руководитель (мужичок) в командировку со своею секретаршей. И решил, что пора Ивану стать самостоятельным и отвечать за поставленную задачу (ведь менеджер он все-таки). Только правильно задачу поставить-то он и не смог. Не знал мужичок о существовании признанной международным менеджментом технологии постановки целей SMART. И не догадался о том, что:
(S) Specific/Конкретность - первое требование к задаче, которое задает конкретность цели (ее специфичность). Специфичная цель имеет больше шансов быть выполненной, чем цель, поставленная в общем (расплывчато).
(М) Measurable/Измеримость - возможность измерения степени достижения цели - одно из ключевых требований к постановке задач. Следует устанавливать конкретные критерии для измерения прогресса.
(А) Achievable/Достижимость – сам менеджер при постановке задачи должен быть уверен, что она достижима. И речь не идет о некоей вере в удачу или в чудо. Речь о том, что если менеджер решил поставить данную задачу сотруднику, то у него есть разумные, логические и объективные доводы, подтверждающие достижимость этой задачи, по крайней мере, с точки зрения менеджера.
(R) Relevant/Релевантность - четвертое требование к правильно поставленной цели - ее релевантность. В основном речь идет о том, что отсутствуют (или их влияние не так значимо, или его можно преодолеть) неконтролируемые сотрудником факторы воздействия на поставленную цель.
(Т) Time bound/Временные сроки - последнее требование к постановке задачи (с точки зрения порядка, но не важности!) - это указание временных сроков исполнения целей (задач).
Вывод: «коэффициент полезной эффективности» уходит далеко в минус.
Конечно, можно было на этапе отбора, применив современные методы оценки, «отсеять» Иванушку. Однако его приняли. Не пройдя программу адаптации и первичного обучения, Иванушка вынужден был справляться с задачей, как умел. Получив задание от двух руководителей сразу, Иван почесал «репу» и не стал расставлять приоритеты, а решил выполнить все задачи сразу. «Никакой» кулинар, Иванушка отправил полмешка муки и картошки в корзину. Напугал подопечных (детей), заставив их бежать из дома. И как можно было чистой воды исполнителю поручить работу с людьми? Красота красотой, а смекалки и харизмы можно было бы и подзанять у кого-нибудь. Далее менеджер поработал «налево» и вернулся к своему горе-руководителю.
Самое интересное, что цели он достиг. Вот только сколько времени потратил и ненужных дел сделал! Менеджера надо обучить «кулинарному искусству», отправить на тренинг по тайм-менеджменту и управлению людьми. Хотя каждый должен заниматься своим делом, но у нас маленький семейный бизнес, где один человек совмещает несколько не связанных между собой функций.
Мы готовы обсудить с Вами эти вопросы. Вы можете позвонить (495) 950-54-82 или написать нам: .