ваш инструмент для достижения
бизнес-целей.

Про Иванушку - дурачка

Главная / Публикации / Статьи / Про Иванушку - дурачка

Про Иванушку - дурачка   


Сказка ложь, да в ней намек, добрым… менеджерам урок.


Метафора – идеальный способ познания. С древнейших времен все хитросплетения жизни отражались в легендах, мифах, сказках. Предлагаю в этом разделе немного отдохнуть и пошутить на злободневные темы. Я буду рассказывать Вам сказку и переносить ее смысл на менеджерский язык. А поскольку в каждой сказке есть урок (и не только для добра молодца), я постараюсь его извлечь, чтобы в дальнейшем не приходилось идти туда, не знаю куда, и искать то, не знаю что.


Итак, прочтем вместе с Вами сказку Максима Горького «Про Иванушку – дурачка».


В сказке используется аутентичное имя героя. Любое сходство с реальными людьми является случайным совпадением. 


ПРО ИВАНУШКУ - ДУРАЧКА


Жил-был Иванушка-дурачок, собою красавец, а что ни сделает, всё у него смешно выходит – не так, как у людей.


Нанял его в работники один мужик, а сам с женой собрался в город; жена и говорит Иванушке:


– Останешься ты с детьми, гляди за ними, накорми их!


– А чем? – спрашивает Иванушка.


– Возьми воды, муки, картошки, покроши да свари – будет похлебка!


Мужик приказывает:


– Дверь стереги, чтобы дети в лес не убежали!


Уехал мужик с женой; Иванушка влез на полати, разбудил детей, стащил их на пол, сам сел сзади них и говорит:


– Ну вот, я гляжу за вами!


Посидели дети некоторое время на полу, – запросили есть; Иванушка втащил в избу кадку воды, насыпал в нее полмешка муки, меру картошки, разболтал всё коромыслом и думает вслух:


– А кого крошить надо?


Услыхали дети – испугались:


– Он, пожалуй, нас искрошит!


И тихонько убежали вон из избы.


Иванушка посмотрел вслед им, почесал затылок, – соображает: “Как же я теперь глядеть за ними буду? Да еще дверь надо стеречь, чтобы она не убежала!”


Заглянул в кадушку и говорит:


– Варись, похлебка, а я пойду за детьми глядеть!


Снял дверь с петель, взвалил ее на плечи себе и пошел в лес; вдруг навстречу ему Медведь шагает – удивился, рычит:


– Эй, ты, зачем дерево в лес несешь?


Рассказал ему Иванушка, что с ним случилось, – Медведь сел на задние лапы и хохочет:


– Экой ты дурачок! Вот я тебя съем за это!


А Иванушка говорит:


– Ты лучше детей съешь, чтоб они в другой раз отца-матери слушались, в лес не бегали!


Медведь еще сильней смеется, так и катается по земле со смеху!


– Никогда такого глупого не видал! Пойдем, я тебя жене своей покажу!


Повел его к себе в берлогу. Иванушка идет, дверью за сосны задевает.


– Да брось ты ее! – говорит Медведь.


– Нет, я своему слову верен: обещал стеречь, так уж устерегу!


Пришли в берлогу. Медведь говорит жене:


– Гляди, Маша, какого я тебе дурачка привел! Смехота!


А Иванушка спрашивает Медведицу:


– Тетя, не видала ребятишек?


– Мои – дома, спят.


– Ну-ка, покажи, не мои ли это?


Показала ему Медведица трех медвежат; он говорит:


– Не эти, у меня двое было.


Тут и Медведица видит, что он глупенький, тоже смеется:


– Да ведь у тебя человечьи дети были!


– Ну да, – сказал Иванушка, – разберешь их, маленьких-то, какие чьи!


– Вот забавный! – удивилась Медведица и говорит мужу: – Михайло Потапыч, не станем его есть, пусть он у нас в работниках живет!


– Ладно, – согласился Медведь, – он хоть и человек, да уж больно безобидный!


Дала Медведица Иванушке лукошко, приказывает:


– Поди-ка набери малины лесной, – детишки проснутся, я их вкусненьким угощу!


– Ладно, это я могу! – сказал Иванушка. – А вы дверь постерегите!


Пошел Иванушка в лесной малинник, набрал малины полное лукошко, сам досыта наелся, идет назад к медведям и поет во всё горло:


Эх, как неловки


Божии коровки!


То ли дело – муравьи


Или ящерицы!


Пришел в берлогу, кричит:



– Вот она, малина!


Медвежата подбежали к лукошку, рычат, толкают друг друга, кувыркаются, – очень рады!


А Иванушка, глядя на них, говорит:


– Эх-ма, жаль, что я не Медведь, а то и у меня дети были бы!


Медведь с женой хохочут.


– Ой, батюшки мои! – рычит Медведь. – Да с ним жить нельзя, со смеху помрешь!


– Вот что, – говорит Иванушка, – вы тут постерегите дверь, а я пойду ребятишек искать, не то хозяин задаст мне!


А Медведица просит мужа:


– Миша, ты бы помог ему!


– Надо помочь, – согласился Медведь, – уж очень он смешной!


Пошел Медведь с Иванушкой лесными тропами, идут – разговаривают по-приятельски.


– Ну и глупый же ты! – удивляется Медведь, а Иванушка спрашивает его:


– А ты – умный?


– Я-то?


– Ну да!


– Не знаю.


– И я не знаю. Ты – злой?


– Нет. Зачем?


– А по-моему – кто зол, тот и глуп. Я вот тоже не злой. Стало быть, оба мы с тобой не дураки будем!


– Ишь ты, как вывел! – удивился Медведь.


Вдруг видят: сидят под кустом двое детей, уснули.


Медведь спрашивает:


– Это твои что ли?


– Не знаю, – говорит Иванушка, – надо их спросить. Мои – есть хотели.


Разбудили детей, спрашивают:


– Хотите есть?


Те кричат:


– Давно хотим!


– Ну, – сказал Иванушка, – значит, это и есть мои! Теперь я поведу их в деревню, а ты, дядя, принеси, пожалуйста, дверь, а то самому мне некогда, мне еще надобно похлебку варить!


– Уж ладно! – сказал Медведь. – Принесу!


Идет Иванушка сзади детей, смотрит за ними в землю, как ему приказано, а сам поет:


Эх, вот так чудеса!


Жуки ловят зайца,


Под кустом сидит лиса,


Очень удивляется!


Пришел в избу, а уж хозяева из города воротились, видят: посреди избы кадушка стоит, доверху водой налита, картошкой насыпана да мукой, детей нет, дверь тоже пропала, – сели они на лавку и плачут горько.


– О чем плачете? – спросил их Иванушка.


Тут увидали они детей, обрадовались, обнимают их, а Иванушку спрашивают, показывая на его стряпню в кадке:


– Это чего ты наделал?


– Похлебку!


– Да разве так надо?


– А я почем знаю – как?


– А дверь куда девалась?


– Сейчас ее принесут, – вот она!


Выглянули хозяева в окно, а по улице идет Медведь, дверь тащит, народ от него во все стороны бежит, на крыши лезут, на деревья; собаки испугались – завязли, со страху, в плетнях, под воротами; только один рыжий петух храбро стоит среди улицы и кричит на Медведя:


– Кину в реку-у!..


Итак. Жил-был менеджер. В целом неплохой был человек, даже красив собой. Успешно прошел собеседование в маленькую семейную компанию и устроился работать менеджером.


Собрался однажды руководитель (мужичок) в командировку со своею секретаршей. И решил, что пора Ивану стать самостоятельным и отвечать за поставленную задачу (ведь менеджер он все-таки). Только правильно задачу поставить-то он и не смог. Не знал мужичок о существовании признанной международным менеджментом технологии постановки целей SMART. И не догадался о том, что:


(S) Specific/Конкретность - первое требование к задаче, которое задает конкретность цели (ее специфичность). Специфичная цель имеет больше шансов быть выполненной, чем цель, поставленная в общем (расплывчато).


(М) Measurable/Измеримость - возможность измерения степени достижения цели - одно из ключевых требований к постановке задач. Следует устанавливать конкретные критерии для измерения прогресса.


(А) Achievable/Достижимость – сам менеджер при постановке задачи должен быть уверен, что она достижима. И речь не идет о некоей вере в удачу или в чудо. Речь о том, что если менеджер решил поставить данную задачу сотруднику, то у него есть разумные, логические и объективные доводы, подтверждающие достижимость этой задачи, по крайней мере, с точки зрения менеджера.


(R) Relevant/Релевантность - четвертое требование к правильно поставленной цели - ее релевантность. В основном речь идет о том, что отсутствуют (или их влияние не так значимо, или его можно преодолеть) неконтролируемые сотрудником факторы воздействия на поставленную цель.


(Т) Time bound/Временные сроки - последнее требование к постановке задачи (с точки зрения порядка, но не важности!) - это указание временных сроков исполнения целей (задач).


Вывод: «коэффициент полезной эффективности» уходит далеко в минус.


Конечно, можно было на этапе отбора, применив современные методы оценки, «отсеять» Иванушку. Однако его приняли. Не пройдя программу адаптации и первичного обучения, Иванушка вынужден был справляться с задачей, как умел.  Получив задание от двух руководителей сразу, Иван почесал «репу» и не стал расставлять приоритеты, а решил выполнить все задачи сразу. «Никакой» кулинар, Иванушка отправил полмешка муки и картошки в корзину. Напугал подопечных (детей), заставив их бежать из дома. И как можно было чистой воды исполнителю поручить работу с людьми? Красота красотой, а смекалки и харизмы можно было бы и подзанять у кого-нибудь. Далее менеджер поработал «налево» и вернулся к своему горе-руководителю.


Самое интересное, что цели он достиг. Вот только сколько времени потратил и ненужных дел сделал! Менеджера надо обучить «кулинарному искусству»,  отправить на тренинг по тайм-менеджменту и управлению людьми. Хотя каждый должен заниматься своим делом, но у нас маленький семейный бизнес, где один человек совмещает несколько не связанных между собой функций.



Мы готовы обсудить с Вами эти вопросы. Вы можете позвонить (495) 950-54-82 или написать нам: .