ваш инструмент для достижения
бизнес-целей.

От тренингов по продажам к системе обучения и управления знаниями

Главная / Публикации / Статьи / От тренингов по продажам к системе обучения и управления знаниями

От тренингов по продажам к системе обучения и управления знаниями   

1. Система, а не тренинги.


«340 млрд.$ тратится на тренинги. Это великое ограбление! Люди, заказывающие тренинги - это падкие на быстрые решения люди», - так начал выступление один докладчик на конференции по теме маркетинга и продаж. Эксперт приводил много примеров из практики, когда тренинги по развитию навыков продаж не приводили к ожидаемым результатам.


Не могу согласиться с такой категоричной оценкой, так как на собственном опыте неоднократно убеждалась в пользе тренингов. Тем не менее, система обучения и управления знаниями приводит к более высоким и стабильным результатам. Тренинги - часть этой системы.


Система обучения и управления знаниями предусматривает:



Системы обучения и управления знаниями, которые я помогала внедрять в разных компаниях, отвечали всем перечисленным выше параметрам. Более того, руководители организаций научились управлять знаниями и превращать их в конкурентное преимущество бизнеса.



Если знания, необходимые для роста продаж покоятся в головах некоторых сотрудников и недоступны всем членам организации, то бизнес попадает в зону повышенного риска. Руководители организации попадают в зависимость от «компетентных» сотрудников. Уход таких сотрудников приводит к проблемам: они уносят с собой ценную информацию, накопленную в компании.  Система обучения и управления знаниями позволяет накапливать, сохранять внутри организации накопленный опыт. Опыт сотрудников – это конкурентное преимущество, которое нельзя скопировать.  


Рассмотрим этапы внедрения системы обучения в отделе продаж.


2. Первый этап. Диагностика системы продаж.


Перед внедрением системы обучения и управления знаниями необходимо провести диагностику системы продаж. Не все задачи бизнеса можно решить с помощью обучения.


Приведу примеры задач, решение которых требует специальных методов:


•          позиционирование и конкурентные преимущества;


•          система управления продажами;


•          бизнес-процессы и коммуникации;


•          корпоративная культура.


Можно долго и упорно тренировать продавцов, заставлять заучивать скрипты, учить отрабатывать возражения клиентов и т.д. Эти мероприятия бесполезны, если коммерсанты не обеспечены ресурсами для выполнения планов продаж. Инвестиции в обучение превратятся в бессмысленные затраты, если компания не решила вопросы с позиционированием, не сформировала конкурентные преимущества, не внедрила систему управления продажами, не навела порядок в бизнес-процессах и коммуникациях, не сформировала корпоративную культуру для поддержки клиентского сервиса на необходимом уровне.


Если диагностика обнажает упомянутые выше проблемы, то необходимо их устранить. В противном случае расходы на обучение сотрудников отдела продаж обернутся упомянутым выше «великим ограблением».


3. Второй этап. Анализ работы менеджеров по продажам.


После решения задач первого этапа можно приступать к разработке системы обучения. Для начала важно провести детальный анализ выполнения функций менеджерами отдела продаж.


На каждом этапе того или иного бизнес-процесса продавец выполняет много разных функций: общается с клиентами, отправляет клиенту коммерческое предложение, оформляет документы, проводит переговоры и т.д. Следует зафиксировать, как сотрудники отдела выполняют задачи, которые приводят к результату.


Если наш продавец выполняет перечисленные выше функции правильно, то вероятность получения запланированного результата с минимальными затратами существенно повышается.


На данном этапе важно ответить на вопросы:



  1. Какое выполнение функций будет считаться правильным, или эталонным?

  2. Как сейчас сотрудники выполняют функции?

  3. Насколько опасна разница между эталонным и фактическим поведением?

  4. Какие ресурсы использует сотрудник?

  5. С какими трудностями сотрудник сталкивается?

Пример из практики.


По итогам наблюдения за работой менеджеров по поиску и привлечению новых клиентов, обнаружились проблемы. Дело в том, что менеджеры бесцельно «блуждали» по выделенной территории в поисках потенциальных клиентов. Предпринимаемые попытки заинтересовать потенциальных клиентов предложением компании не приводили к результатам.


Причина подобных неудач заключалась в следующем:



4.Третий этап. Эталонное поведение сотрудников.


На данном этапе необходимо сформулировать критерии эталонного выполнения функций сотрудниками отдела продаж.


Пример из практики.


В одной компании эталонное выполнение функций по мониторингу территории менеджерами отдела продаж выглядело так:



5. Четвертый этап. Ликвидация несоответствий.


Анализ выполнения функций сотрудниками отдела продаж может показать, что действия сотрудников хаотичны и неэффективны. В этом случае необходимо ликвидировать обнаруженные проблемы.


Пример из практики.


Список задач по ликвидации проблем в упомянутой ранее компании:



Для каждого бизнес-процесса, в котором задействованы сотрудники отдела продаж, следует разработать документы: шаблоны, памятки, чек-листы, скрипты, иные материалы для обучения. (Таблица.1).


Таблица.1. Документы для обучения сотрудников на каждом этапе бизнес-процесса «Мониторинг территории с целью поиска новых клиентов».




Обеспечить сотрудников необходимыми ресурсами для исполнения функций – это ответственность руководителя. Если руководитель не сформулировал требования к выполнению функций, то сотрудник имеет право действовать по собственному усмотрению.


При разработке скриптов, стандартов, регламентов, и иных документов важно найти «золотую середину» между двумя крайностями. Тотальное документирование всех действий и полное отсутствие регламентации одинаково вредно для бизнеса.


Основная цель стандартизации и формализации заключается в том, чтобы снять неопределенность, снизить риски ненадлежащего выполнения функций. Вместе с тем, важно сохранить определённую свободу действий для гибкого реагирования сотрудников на разнообразные ситуации.


6. Пятый этап. Методы обучения сотрудников.


Шаблоны, памятки, чек-листы, скрипты и прочие документы - это фундамент для обучения сотрудников отдела продаж. Сами по себе документы ничего не стоят, пока сотрудники не научились выполнять функции в соответствии с предписаниями.


Следующим этапом, после разработки документов, становится выбор метода обучения сотрудников.


Методы обучения сотрудников отдела продаж:



Метод обучения подбирается индивидуально для каждой задачи. Например, для отработки навыков ведения переговоров хорошо сочетать тренинг и деловые игры. На тренинге сотрудники получают знания и пробуют отработать навык. Для того чтобы навык закрепился, нужны регулярные тренировки. С этой задачей идеально справляются деловые игры. 


Для обучения технологическим свойствам продукта подходит самостоятельное обучение, изучение инструкций, просмотр видео уроков или специальные семинары.  Проверить усвоение теории можно с помощью тестов.


Сложные ситуации по работе с новыми клиентами или продуктами стоит разобрать на совместных сессиях в формате case-study. В сессии участвуют, как правило, все сотрудники отдела продаж. В ходе группового обсуждения рождаются новые приёмы взаимодействия со сложными клиентами, появляются внезапные полезные находки.


Важно помнить, что мероприятия по обучению должны быть регулярными, актуальными, помогать сотрудникам в достижении рабочих целей.


7. Шестой этап. Мониторинг и корректировка.


Регулярный мониторинг знаний и навыков позволяет убедиться, что сотрудники усвоили знания и овладели навыками. Важно отслеживать все изменения на рынке и своевременно реагировать, проводя обучение с помощью подходящего метода.


На регулярной основе необходимо отслеживать соблюдение сотрудниками внедрённых стандартов. Делать это можно разными способами: наблюдать за работой сотрудников в офисе, присутствовать на переговорах, выезжать с менеджерами «в поля».


Успешный опыт следует делать достоянием всего отдела продаж. Неудачные кейсы стоит разбирать на общих встречах. Совместные обсуждения с сотрудниками отдела продаж позволяют придумывать альтернативные способы выхода из самых сложных ситуаций. Коллективное обсуждение деловых ситуаций обладает мощным развивающим эффектом и повышает уровень компетентности всех сотрудников.


Весь опыт, как положительный, так и отрицательный, должен быть зафиксирован в корпоративной базе знаний. Накопленный сотрудниками опыт – это прочный фундамент для дальнейшего совершенствования и развития всей организации.


8. Заключение.


Может показаться, что внедрение подобной системы обучения и управления знаниями займёт много времени и потребует огромных ресурсов. Да, придётся потрудиться. Наградой за усилия станет отлично функционирующая система обучения и управления знаниями.


Все знания, опыт, накопленные лучшие практики достижения успеха останутся в организации. Уход сотрудников, даже самых лучших, ключевых, опытных не отразится на работе компании. Кроме того, компания сможет получить конкурентное преимущество в виде знаний и навыков своих сотрудников, что укрепит отношения с клиентами в долгосрочной перспективе. В конечном счете, это обязательно отразится и на финансовых показателях компании.