ваш инструмент для достижения
бизнес-целей.

15 блоков ДНК корпоративной культуры. Хотите узнать больше?

Главная / Публикации / Статьи / 15 блоков ДНК корпоративной культуры. Хотите узнать больше?

15 блоков ДНК корпоративной культуры. Хотите узнать больше?   

О корпоративной культуре издано много книг, учебников, научных работ. Интересно высказался о культуре корпораций Питер Друкер – американский учёный, экономист, публицист, влиятельный теоретик менеджмента XX века. Его фраза «Культура съедает стратегию на завтрак» стала крылатой.  Что же это за явление, о котором так много говорят и пишут? Начну со своих подходов в этом вопросе.


В проектах по трансформации корпоративной культуры под задачи бизнеса я использую собственную модель: «ДНК корпоративной культуры». Она позволяет собрать «анамнез» организации, поставить точный диагноз и предложить индивидуальную программу изменений культуры организации.


Модель ДНК корпоративной культуры содержит 15 блоков.



  1. Ценности бизнеса.

  2. Цели бизнеса.

  3. Структура управления.

  4. Масштаб бизнеса.

  5. История компании.

  6. Образ первого лица компании.

  7. Традиции и ритуалы.

  8. Отношение к сотрудникам.

  9. Приоритетные качества сотрудников.

  10. Поощрения и наказания.

  11. Деловая этика.

  12. Отношения к новым сотрудникам.

  13. Отношения к клиентам, покупателям, потребителям.

  14. Роли сотрудников и руководителей.

  15. Уровень личностного развития персонала.

Анализ каждого блока включает серьёзную работу. Описать это в рамках поста невозможно. Попытаюсь коротко раскрыть идею каждого блока.


1. Ценности бизнеса.


На данном этапе мне важно выявить расхождение между ценностями, которые компания транслирует во внешний мир, и теми смыслами, в которые верят сотрудники и руководство организации.


2. Цели бизнеса.


Здесь важно понять, как организация формулирует цели. Имеются ли у бизнеса долгосрочные цели или они только краткосрочные. Как понимают цели бизнеса сотрудники, и вообще, известны ли рядовым сотрудникам цели организации.


3. Структура управления.


На этом этапе я выясняю, кто фактически управляет бизнесом: собственник или наёмный менеджер. Уточняю, кто принимает основные решения: коллективный или единоличный исполнительный орган. Важно получить информацию об отношениях между владельцами и наёмными топ-менеджерами, о составе управленческой команды.


4. Масштаб бизнеса.


Для диагностики корпоративной культуры имеет значение масштаб бизнеса и структура собственности. Поэтому важно выяснить, с каким бизнесом я имею дело. Это может быть частная, государственная, муниципальная или смешанная структура. Международная или российская корпорация, крупный, малый или средний бизнес.


5. История компании.


Для диагностики ДНК компании важно понять, как и когда появился этот бизнес. Он возник, как результат приватизации, или компания основана «с нуля» в лихие 90-е или нулевые. Бизнес достался владельцу по наследству или построен благодаря нечеловеческой работоспособности владельцев.


6. Образ первого лица компании.


В данном блоке исследования речь идёт о ролевой позиции, которую занимает первое лицо компании: строгий начальник, администратор, играющий тренер, деспот-тиран, лидер-наставник, «батяня» и т.д. Нет плохих и хороших ролей. Есть подходящие или неподходящие для данного этапа развития. С этим и разбираюсь.


7. Традиции и ритуалы.


Много полезной информации можно почерпнуть из историй о традициях компании. Важно всё: какие события отмечают в компании, чем гордятся, о чём молчат. Традиции, как правило, не записывают на бумаге. Традиции проявляются в повседневной деятельности.


8. Отношение к сотрудникам.


На этом этапе я выясняю, каких сотрудников хвалят, а каких наказывают. Кого продвигают по службе, а чьи заслуги не замечают. Кому из сотрудников руководство доверяет, а кем пренебрегает.


9. Приоритетные качества сотрудников.


Руководители ценят разные качества в своих работниках. Одним нужны исполнительные и послушные, другим ответственные и самостоятельные. Кто-то ценит лояльность больше профессионализма, а некоторые, наоборот. Это тоже культурные особенности, которые необходимо учитывать при работе с организацией.


10. Поощрения и наказания.


В этом блоке я выясняю, каких стимулов в организации больше: позитивных или негативных. Имеется ли в организации чёткая процедура оценки результатов труда работников или преобладает субъективизм. Принято ли обсуждать ошибки и провалы, или сотрудники стараются скрыть эту информацию от начальства.


11. Деловая этика.


Особенности деловой этики проявляются в общей атмосфере. Она может быть дружелюбной или подозрительной. Сотрудники и руководство ведут себя по отношению друг другу сдержанно и в рамках деловой этики, либо допускаются эмоциональные стычки.


12. Отношение к клиентам, покупателям, потребителям.


Важно понять, как воспринимаются те, благодаря которым бизнес существует. Клиенты -


 это источник дохода или ценность для бизнеса. Как обстоят дела с клиентной ориентацией, является ли она истинной или только декларируется.


13. Отношение к новым сотрудникам.


Это весьма интересный блок для исследования ДНК организации. Новых сотрудников можно встречать по-разному. В одних организациях считается, что новичок должен себя проявить, только после этого будет «принят в семью». Есть компании, в которых и вовсе царит дедовщина. А в некоторых организациях внедрена и функционирует система помощи в адаптации всем новичкам.


14. Роли сотрудников и руководителей.


На данном этапе я выясняю, какие роли чаще всего играют сотрудники и руководители по Э. Берну: родителя, взрослого или ребёнка. Мне важно понять, нужно ли будет работать над тем, чтобы помочь сотрудникам и руководителям повзрослеть.


15. Уровень личностного развития персонала.


В этом блоке я стараюсь понять, что будет проще и безопаснее для бизнеса: изменить «картину мира» сотрудников или поменять сотрудников. Иногда приходится задумываться и над такими решениями. Ради интересов бизнеса.


После проведения тщательного исследования по всем 15 блокам я обсуждаю свои выводы с первым лицом компании. В случае готовности к изменениям начинается серьёзная и кропотливая работа по изменению ДНК компании. От качества этой работы зависит судьба бизнеса. И это не «громкие слова». Культура организации способна помочь бизнесу набрать нужную скорость, но может затянуть на дно организационного болота и проглотить все стратегические инициативы.


Напишите нам, если хотите провести диагностику корпоративной культуры.