ваш инструмент для достижения
бизнес-целей.

Готовность бизнеса к оптимизации бизнес-процессов: тест из пяти пунктов. Часть 1

Главная / Публикации / Статьи / Готовность бизнеса к оптимизации бизнес-процессов: тест из пяти пунктов. Часть 1

Готовность бизнеса к оптимизации бизнес-процессов: тест из пяти пунктов. Часть 1   

Как бы вы ответили на вопрос: «Готов ли ваш бизнес к оптимизации бизнес-процессов?» Можно ли проверить готовность организации к оптимизации бизнес-процессов? И вообще: «Вам это точно нужно?» А что, если у вашей организации имеются более приоритетные задачи?


Начнём в этом разбираться, определив степень готовности вашей организации к оптимизации бизнес-процессов.



Разработка системы бизнес-процессов, описание, оптимизация или, не побоюсь этого слова, реинжиниринг – это серьезная кропотливая и достаточно длительная работа.


Прежде чем браться за оптимизацию, необходимо четко определить цель этой работы и степень готовности организации к данному проекту.


Итак.


Перед вами небольшой тест для определения готовности бизнеса к работе по оптимизации бизнес-процессов. В тесте пять пунктов, ответы на которые помогут определить ваши приоритеты в работе по организационным улучшениям.


Напротив каждого пункта, которые рассматриваю подробнее ниже, поставьте один из вариантов ответа: «Да», «Нет», «Не знаю».



  1. Руководство организации понимает текущие и стратегические задачи бизнеса.

  2. Руководство организации признаёт наличие проблем.

  3. Руководство организации на самом высоком уровне готово поддержать проект по оптимизации.

  4. В организации имеются необходимые ресурсы для реализации проекта по оптимизации бизнес-процессов.

  5. Руководство организации готово постоянно отслеживать изменения по совершенствованию процессов.

Рассмотрим каждый из пяти пунктов теста:



Руководство организации понимает текущие и стратегические задачи бизнеса.



«Стратегия! Вы спрашиваете, какая у нас стратегия? Не надо нам морочить голову стратегией. Посмотрите, какая вокруг неопределённость, мы не знаем, что будет завтра. Помогите нам лучше навести порядок и повысить эффективность того, что уже есть», - сказал как-то один из моих клиентов.


Привожу контраргументы.


Порядок в организации – это важно. Но порядок начинается с «головы».


Для того, чтобы получить эффект от оптимизации бизнеса, необходимо актуализировать цели и стратегию. В противном случае можно потратить время и деньги впустую, отвлекая ресурсы компании от более перспективных задач. Может оказаться, что у бизнеса нет потенциала для дальнейшей борьбы за место на рынке.


Зачем тогда улучшать то, что обречено на провал?


Пример из практики


Много лет бизнес одного из моих клиентов приносил последнему неплохие доходы. Постепенно компания разрослась, снизилась управляемость. Владелец бизнеса решил обратиться к консультантам за помощью в оптимизации бизнес-процессов.


Организационная диагностика показала, что жить этому бизнесу осталось не более пяти лет. Откуда такой вывод?


Дело в том, что основным источником дохода являлась продажа сырья, добываемого из небольшого месторождения. По оценкам специалистов запасов сырья на этом месторождении осталось максимум на пять лет, с тенденцией постепенного снижения объемов добываемого. А далее, кормившую столько лет «кладовую», следует законсервировать.


Бизнес – всё.


Стоило ли браться за оптимизацию бизнес-процессов и инвестировать ресурсы в этот умирающий «актив»?


Приведённый пример – это именно тот случай, когда целесообразно подумать о стратегии развития новых направлений бизнеса, или об открытии другого бизнеса, либо о завершении предпринимательской деятельности. У кого какие цели.


Если же не актуализировать стратегию, но направить всю энергию на оптимизацию бесперспективного бизнеса, - то можно впустую потратить ценные для любого бизнеса ресурсы: деньги и время.


Итак, сейчас выберите ваш вариант ответа по пункту 1 и запишите:


«Да» (это про вас), «Нет» (у вас всё ок), «Не знаю».



Руководство организации признаёт наличие проблем.


Если вы считаете, что в вашей организации всё или почти всё идеально, то, скорее всего, время для оптимизации ещё не настало. Нужно быть готовыми к тому, что оптимизация бизнес-процессов приведёт к необходимости сначала решить целый ряд других, более глобальных проблем.


Пример из практики


Описываем бизнес-процессы в одной из компаний. Руководитель этой организации был убеждён, что проблема в его организации только одна: «бардак».



«Из-за этого бардака и мои сотрудники совсем «разболтались». Вот сейчас оптимизируем процессы – и порядок!». С остальным у нас всё в порядке.  


Начинаем описывать бизнес-процесс доставки продукции клиентам. По мнению моего клиента – это самый проблемный процесс.


В ходе описания неизбежно возникают вопросы, требующие ответа:



И так далее.


Подобные вопросы буквально «всплывают» в ходе оптимизации бизнес-процессов. Без их решения оптимизации не получится. Тем не менее, однозначно ответить на эти вопросы руководители организации могут далеко не всегда. В одних случаях требуется анализ, в других мониторинг, в-третьих – финансовый расчёт.


Как видим, до работы над бизнес-процессами руководитель осознавал наличие только одной проблемы: «бардак». В процессе оптимизации обнажились ситуации, посерьезней бардака.


Итак, сейчас выберите ваш вариант ответа по пункту 2 и запишите:


«Да» (это про вас), «Нет» (у вас всё ок), «Не знаю».


Записали? Отлично!


Данный тест очень важен для определения готовности бизнеса к оптимизации бизнес-процессов. В нём 5 ключевых пунктов, ответы на которые помогут определить ваши приоритеты в работе по организационным улучшениям. Я в посте рассмотрела только две из пяти.


Оставшиеся пункты теста разберем в одном из следующих постов.


Присоединяйтесь к нам! 


RUTUBE 


YouTube 


Яндекс дзен 


Телеграм 


ВКонтакте


TenChat