Рынок консалтинговых услуг в России начал складываться в середине 80-х годов. За это время управленческое консультирование стало самостоятельной профессиональной деятельностью. Тем не менее, до сих пор нет единых стандартов консультирования в сфере управления. Консультантом может назвать себя любой желающий.
Эта ситуация обусловлена рядом обстоятельств.
«Вход» на рынок консалтинга достаточно прост. Нет необходимости инвестировать в строительство заводов, в развитие материально-технической базы, привлекать огромные средства для развития.
Часто достаточно вложиться в продвижение услуг через социальные сети, чаще выступать на конференциях, а иногда просто объявить себя «гуру», за плечами которого, например, 8 000 клиентов за 12 лет работы.
Мало кто возьмет в руки калькулятор и проверит эти цифры.
8 000 клиентов за 12 лет работы – это 55,5 клиентов в месяц. Если разделить на 20 рабочих дней, то это 2,77 клиента в день. Это на одного эксперта!
Потрясающая продуктивность.
Мой десятилетний опыт работы в консалтинге показывает, что глубокая и серьезная работа с клиентом требует погружения в его специфику, бизнес-процессы, корпоративную культуру. На установление доверительных отношений с клиентом требуется время. На изменение отживших управленческих привычек необходимо еще больше времени.
Помочь 2,77 клиентам в день можно только одним способом: раздавая универсальные «волшебные таблетки», без учета реальных потребностей бизнеса.
Консалтинговая компания, которую я представляю, - ГК Русконсалт, www.rusconsult.ru, работает на рынке услуг для бизнеса с 1997 года. Я присоединилась к компании в 2005 году. Рынок консалтинговых услуг менялся у нас на глазах. Менялось и отношение клиентов к консалтингу. Но, к сожалению, квалифицированный спрос на услуги консультантов по управлению окончательно не сложился и до сих пор.
Часто представители бизнеса не понимают, чем отличается бизнес-тренер, преподаватель МВА, мотивационный спикер, специалист по автоматизации бизнеса, трекер, ментор, коуч, игропрактик, аудитор и т.д. … от консультанта по управлению. Возникают подмена понятий, продажи товаров-заменителей настоящего консалтинга, инфобизнес.
В 2008 году я окончила Школу консультантов по управлению при РАНХиГС, пройдя профессиональную переподготовку и получив официальное право заниматься профессиональной деятельностью в сфере управленческого консалтинга.
Мы с коллегами из ГК Русконсалт создали собственную методологию консультирования, которая позволяет реализовать главный принцип: «Не навреди».
Это отличает наш подход от подхода КОМов.
КОМ – это консультант одного метода.
КОМ продаёт конкретный коробочный продукт, без анализа целесообразности его применения в данной конкретной организации.
Мы предлагаем системный подход к бизнесу. Каждый наш консультационный проект начинается с организационной диагностики.
В бизнесе, как и в медицине, крайне важно правильно поставить диагноз. Все последующие рекомендации будут зависеть от этого.
Мы предлагаем консультации с фокусом на менеджмент здравого смысла без пафоса модных управленческих теорий, обещаний «успешного успеха» и «волшебных таблеток».
Наталья Гаршина, консультант по организационному развитию, ДругойHR.
Присоединяйтесь к нам!