Итак, коллеги, кризис-2020 наступил. Полагаю, что это очевидно многим. Пока непонятно как долго все это продлится и насколько глубоким будет падение, но очевидно, что работать придется по-другому.
Сейчас много говорят и пишут о кризисе, о его последствиях для бизнеса, экономики, людей. Одни эксперты уверяют, что это «конец сытой жизни», другие оптимистично утверждают, что это время возможностей. Как будет на самом деле – покажет время. А сегодня нужно принимать взвешенные решения исходя из сложившейся ситуации.
Я поделюсь кейсом по проведению антикризисных мероприятий в одной из компаний. Данный проект реализуется сейчас. Мы сейчас это делаем. Возможно, что наш опыт будет полезен кому-то еще, кто планирует вернуться к нормальной жизни и продолжать делать бизнес.
Итак, торговая компания, работающая на рынке В2В, продающая продукцию премиального сегмента. Продукция не относится к товарам первой необходимости. Каналы продаж в настоящее время блокированы из-за режима самоизоляции ввиду распространения коронавирусной инфекции. Численность персонала 150 человек в Москве и региональных офисах. Не буду публиковать название компании из-за этических соображений и требований конфиденциальности. Профессия обязывает.
Напишу кратко о том, что мы уже предприняли в данной ситуации и что еще собираемся сделать.
- Осознали происходящее
Признаюсь, что это произошло не сразу. В феврале мы думали, что нас это вообще не затронет. К середине марта стало понятно, что «ничего непонятно». К концу марта, когда объявили всеобщий карантин, осознали, что некоторые пессимистичные прогнозы уже начинают сбываться.
- Остановили панику
Да, даже самые оптимистично настроенные поняли, что ситуация сложная и непредсказуемая. Поэтому важно сохранять спокойствие и не делать резких движений. Иначе можно похоронить бизнес, у которого, возможно, есть шансы выжить. Поэтому мы решили проанализировать разные сценарии развития событий. Еще есть время подумать.
- Создали антикризисный комитет
Для того, чтобы минимизировать риск непродуманных ситуативных решений, мы создали антикризисный комитет, в который вошли руководители и специалисты, полезные для бизнеса, способные трезво мыслить и выдвигать полезные идеи. Распределили роли всех членов антикризисного комитета и поставили задачи на ближайший период.
Мы провели стратегическую сессию и разработали три возможных сценария: оптимистичный (все закончится к началу мая 2020 года), пессимистичный (затяжной карантин, последствия которого продлятся до конца 2020 года) и средней силы (выйдем из зоны турбулентности к началу июля 2020 года).
- Определили запас финансовой прочности
После этого мы рассчитали свой запас финансовой прочности. А именно, сколько может продержаться наша компания при вышеуказанных сценариях. Затем мы определили «точку невозврата» для себя. А именно, когда нужно принимать меры по сокращению персонала или переводу на неполную рабочую неделю (сокращенный рабочий день). Для этого мы спрогнозировали денежный поток с учетом трех возможных сценариев и уточнили стоимость всех своих активов.
- Провели функциональный анализ
Опираясь на три разработанные сценария и запас финансовой прочности, мы провели анализ бизнес-процессов и функциональный анализ. А именно, для каждого сценария мы определили количество персонала, выделили бизнес-процессы, которые необходимо оптимизировать или перестроить. Это позволило нам уточнить и скорректировать расчеты, сделанные на предыдущем шаге.
- Сократили затраты
Мы разделили все затраты на три группы: «платить обязательно», «можно отказаться полностью», «можно отказаться частично». По каждой группе мы приняли решение, исходя из трех сценариев. С расходами из группы «можно отказаться полностью» - все понятно. По всем затратам, входящим в группу «можно отказаться частично», приняли индивидуальные решения: сократить, заменить дешевым аналогом, заморозить, договориться о скидках и т.д. Расходы из группы «платить обязательно» мы «инвентаризировали», исходя из трех возможных сценариев развития событий.
- Предупредили персонал
Для того, чтобы заранее подготовиться к худшему и подготовить к этому сотрудников, мы организовали регулярное информирование. Через корпоративные рассылки сообщаем сотрудникам о том, что происходит, какие меры предпринимает компания и какие последствия могут наступить. Призываем не паниковать, но экономить деньги, воздержаться от покупок товаров не первой необходимости.
- Оценили кадровый потенциал
Самые сложные решения в кризис – кадровые. За каждым увольнением стоят конкретные люди, их семьи и судьбы. Тем не менее, в кризис приходится «отрезать части», чтобы спасти целое. Поэтому мы проанализировали компетенции сотрудников и определили список тех, кто лоялен компании, обладает универсальными компетенциями и может совмещать несколько должностей. Одним словом, составили список сотрудников, потерять которых нам не хочется. Мы не собираемся закрывать бизнес, мы хотим занять место слабых конкурентов, которые не выдержат кризиса. А для этого нам необходимы компетентные сотрудники.
- Клиентская база
Мы проанализировали нашу клиентскую базу. Выделили тех клиентов, которые наименее подвержены кризису и с большой долей вероятности вернутся к жизни, как только можно будет «выйти из дома». Да, это звучит грубо. Но спасение бизнеса – первоочередная задача. Анализ клиентской базы позволил нам перераспределить усилия в зависимости от того, какой денежный поток может образовывать каждый клиент. Мы пересмотрели свою политику лояльности и «переупаковали» предложения для клиентов, исходя из цели сохранения тех, кто способен будет вести бизнес после карантина.
- Клиентский сервис
В ситуации вынужденного «домашнего ареста» важно поддерживать отношения с клиентами. Поэтому мы организовали бесплатные консультации онлайн, прямые эфиры через соцсети, рассылки с разными полезными для клиентов материалами. Менеджерам по продажам были поставлены задачи по регулярному взаимодействию с клиентами для обсуждения дальнейших вариантов работы с ними. Предварительно мы провели серию онлайн встреч с менеджерами по обучению работе в новых условиях.
Это то, что пока мы успели сделать. Ситуация меняется каждый день. Держим руку на пульсе. Не паникуем. Готовимся к разным сценариям. Надеемся. Верим. Действуем.
Наталья Гаршина, консультант по организационному развитию и управлению персоналом, HRD, www.rusconsult.ru, www.orglab.biz
опубликована на портале: https://hrtime.ru/