Жесткая конкурентная среда, ситуация полной неопределенности на рынке оказывают влияние на организационную структуру компаний. Иерархические неповоротливые гиганты с вертикально интегрированной структурой типа «начальник – подчиненный» добивались успеха на рынках с относительно стабильными условиями, с высокой степенью определенности по продукту, с понятными и не часто меняющимися потребностями клиента (потребителя, покупателя, заказчика).
В чем секрет успеха организации будущего?
Переворот иерархической структуры управления
Если раньше вверху организационной пирамиды стояло руководство компании, то теперь – клиент, потребитель, покупатель, заказчик. На его интересы и потребности работает вся организационная иерархия, включая топ-менеджеров. Если сотрудники компании понимают, что заработную плату им платит клиент, а не работодатель, расходы организации на развитие ориентации на клиента существенно снижаются, а конкурентоспособность повышается в разы.
Смена парадигмы управления
Руководство переходит от управляющего воздействия к управленческому обслуживанию своих подчиненных, созданию условий для раскрытия их потенциала. Если клиент стоит во главе организационной пирамиды, значит, все до одного в компании работают на его интересы. В организациях, которые добились подобного понимания на уровне корпоративной культуры, нет места внутренним противоречиям и конфликтам относительно того кто отвечает за выполнение той или иной задачи. Все друг другу внутренние клиенты и все работают на интересы внешнего клиента, от удовлетворенности которого зависит долгосрочная доходность компании.
Временные команды
Необходимые гибкость и динамизм обеспечивают временные целевые группы из числа сотрудников и/или руководителей разных структурных подразделений организации. Временные целевые группы могут использоваться для решения самых разных вопросов организационного развития: разработка стратегии, вывод на рынок нового продукта, разработка системы мотивации, генерация идей по поводу модернизации продукта или услуги, внедрение любых организационных изменений. Эффективность работы временных целевых групп достигается за счет объединения различных компетенций и улучшения взаимодействия между организационными структурами.
Развитие предприимчивости и инициативы
Для генерации прорывных идей необходимы определенные условия. Командно-административный стиль управления, адекватный кризисной ситуации, сходной с режимом военного положения, не подходит для периода жесткой конкуренции, где борьба за рыночные позиции происходит на уровне креативных идей и талантливых людей. Поощрение талантов, инициативы, драйва созидания позволит компании укрепить свои конкурентные преимущества.