Что такое ассессмент-центр?
Ассессмент центр - это общепризнанный подход к проведению такой оценки как оценка персонала, когда определенные мероприятия по оценке - интервью, тестирование, решение бизне-кейсов - проводятся с группой участников в течение нескольких часов (как правило) в течение одного дня.
Это инструмент открытой оценки персонала - когда испытуемые знают о том, что производится оценка их компетенций, и на основании этой оценки могут быть приняты решения о приеме или неприеме на работу, о повышении или сокращении, об повышении грейда или иного изменения в системе оплаты труда и так далее.
Плюсы и минусы открытой оценки
Плюсы | Минусы |
|
|
Как проводится Ассессмент-центр
Основными иснтрументами оценки являются психологические тесты; деловые игры, котрые представляют собой симуляцию рабочих ситуаций, с которыми приходится сталкиваться испытуемым в жизни; решение бизнес-кейсов - индивидальное или в рамках командной работы.
Во время выполнения этих заданий за испытуемыми следит команда экспертов, среди которых присутствуют психологи, консультанты по управлению, возможно - представитель работодателя. Наблюдения, касательно поведения испытуемых фиксируются и по итогам мероприятия обсуждаются экспертами.
На основании обсуждения для каждого из испытуемых определяется уровень каждой из компетенций, по которым проводится оценка. Наличие предварительно согласованной модели компетенций и стандартизированные условия испытаний для каждого из участников предоставляют возможность сравнивать их результаты между собой и позвляют считать заключение экспертов объективным.
Результат оценки для работодателя
По результатам проведения ассессмент-центра работодатель получает отчет консультантов, содержащий выводы относительно уровня развития компетенций испытуемых - по группе в целом и индивидуально.
Результаты группы представляются ввиде таблиц и диаграмм, позволяющих оценить, какой процент испытуемых могут считаться высоко-компетентными сотрудниками, и какова доля сотрудников, требующих развития. Выделяются компетенции, которые в среднем по группе испытуемых развиты на высоком уровне, а какие следует считать критическими.
Индивидуальные результаты сотрудников представляются ввиде баллов или прямого указания условного уровня, развития каждой из компетенций. Эти выводы сопровождаются доказательной базой, содержащей выдержки из наблюдений за поведением испытуемых во время мероприятий ассессмента.
По согласованию с работодателем консультанты включают в отчет рекомендации по возможным решениям, ради которых собственно и проводится ассессмент:
- о целесообразности повышения или необходимости понижения сотрудника или о возможном переводе его на другой участок работы, соответствующий его компетенциям;
- о необходимости обучения, повышения квалификации сотрудника и возможной программе такого обучения;
- о новых или дополнительных методах мотивации в отношении сотрудника;
- об эффективных способах взаимодействия с ним со стороны прямого руководителя: как правильно ставить задачи и контролировать исполнение, как давать обратную связь, какие меры нематериальной мотивации могут быть эффективны и так далее.
Результаты ассессмента для сотрудника
Участие в открытом ассессмент-центре - это всегда стресс для испытуемого. Положительным эффектом является то, что для сотрудников, получивших высокий результат - это дополнительный стимул, повышающий самооценку. И если этот результат будет адекватно оценен работодателем (через повышение заработной платы или иным образом), это приведет и к росу приверженности сотрудника компании.
С другой стороны, для сотрудников, которые получили низкую оценку персонала, это сильный удар по самолюбию и, возможно, демотиватор. В тоже время, такие сотрудники получают возможность четко определить, чего ожидает от них компания, и сформировать для себя программу развития. Задача работодателя в лице службы по управлению персоналом провести необходимую работу с этими сотрудниками, поддерживая и мотивируя их к развитю, к повышению эффективности. В таком случае сохраняется возможность превратить результаты ассессмента в инструмент мотивации.