ваш инструмент для достижения
бизнес-целей.

15 способов снижения затрат без сокращения персонала

Главная / Публикации / 15 способов снижения затрат без сокращения персонала

15 способов снижения затрат без сокращения персонала   

Текущая сложная экономическая ситуация в стране требует от руководства компаний решительных действий по снижению операционных затрат. При этом, сокращение штатной численности представляется одной из обязательных статей секвестирования, ведь ФОТ и взносы с фонда оплаты труда как правило составляют до 50% в составе затрат российских предприятий. Однако, известно, что "кадры решают все". И здравомыслящий руководитель в последнюю очередь обратится к такому неблагодарному средству минимизации расходов, каковым является сокращение численности персонала. Пусть приведенные ниже меры войдут в ваш арсенал возможных мер по оптимизации затрат компании без необходимости сокращений штата.

  1. Объявите мораторий на любое расширение штата. Отмените все текущие открытые вакансии. По всем сотрудникам, находящимся на испытательном сроке, объявите о том, что испытательный срок ими не пройден. В случае авралов в каких-либо подразделениях, используйте инсорсинг - привлекайте на временные работы сотрудников из других структурных подразделений.
  2. Объявите премию за увольнение по собственному желанию всем, кто заявит об увольнении в течение двух недель. Пусть все, кто задумывался про смену работы, решатся на это в ближайшее время. Разумеется, будьте крайне осторожны - потеря ключевых специалистов в период кризиса может оказаться фатальной.
  3. Сдавайте ваших сотрудников в аренду. Предложите услуги ваших специалистов вашим коллегам-собственникам бизнеса, предоставьте сотрудникам возможность самостоятельно искать себе "калым". Не платите сотрудникам за время, которое они потратят на работу "на сторону".
  4. Объявите премию за рац. предложения, которые позволят снизить затраты компании.
  5. Создайте проектную группу в составе наиболее лояльных сотрудников из различных подразделений, задачей которой будет выработка предложений по снижению затрат.
  6. Не посылайте на семинары и тренинги более одного человека. Вместо этого требуйте от сотрудника, вернувшегося с семинара или тренинга провести внутренний семинар для остальных сотрудников.
  7. Откажитесь от услуг внешних сервисных компаний. Вместо того, чтобы сокращать персонал, предложите им дополнительную работу (без дополнительной оплаты) - передайте им функции, за которые приходилось платить аутсорсерам (заправка картриджей, доставка, уборка...).
  8. Если ваша система мотивации предполагает выплату премиальных, постарайтесь перевести эти премии в натуральную форму - выдавайте часть премии продукцией компании или, возможно, продукцией партнеров или клиентов. Вполне возможно, что такая продукция будет обходиться вам дешевле розничной рыночной стоимости.
  9. Пересмотрите значения целевых показателей KPI. Ваши сотрудники должны согласиться с тем, что в период финансовых потрясений от них требуются более значительные усилия, для того чтобы удержать компанию на должном уровне доходности и, соответственно, заработать право на высокие премиальные.
  10. Откажитесь от профессиональных консультантов, дизайнеров, программистов и так далее. Замените соответствующие работы и услуги работой фрилансеров или обратитесь к образовательным учреждениям, возможно данную работу будут рады выполнить для вас студенты за существенно более низкую плату или полностью бесплатно - за опыт.
  11. Организуйте учет и контроль за использованием расходных материалов - канцелярских и хозяйственных товаров. Введите сложную бюрократическую процедуру получения товаров для офиса со склада. Это безусловно вызовет недовольство, но гарантированно приведет к экономии.
  12. Самое время встряхнуть базу поставщиков. Проведите тендеры на поставку сырья и материалов, а также товаров для офиса.
  13. Откажитесь от командировок с целью проведения переговоров. Замените такие командировки проведением skype-конференций.
  14. Регулярно отслеживайте динамику рынка недвижимости. Потребуйте снижения стоимости аренды офиса, складских или производственных помещений, как только вы соберете достаточно аргументов о снижении цен по рынку в целом.
  15. Если ваши помещения находятся у вас в собственности, постарайтесь "ужаться" и освободить часть площадей, чтобы сдать их в аренду. Если ваша компания арендует помещения, вы можете отказаться от части помещений или сдать их в субаренду.

На самом деле заниматься оптимизацией затрат следовало на постоянной основе до экономических потрясений. И если ваша организация действительно находится в состоянии кризиса, "резать косты" - вряд ли является эффективной антикризисной стратегией. Возможно нужна действительно новая стратегия, изменение модели управления или бизнес-модели в целом...