До чего дошёл прогресс труд физический исчез
Да и умственный заменит механический процесс
Позабыты хлопоты остановлен бег
Вкалывают роботы, а не человек
Ю. Энтин
О том, что мир очень сильно изменился под влиянием технологий и уже не будет прежним, полагаю, очевидно всем. Экономика перестала быть стабильной. Прогнозы не сбываются, а гарантировать можно только то, что жить нам придется в эпоху постоянных перемен.
В ближайшем будущем выживут только организации, хорошо подготовленные к новым вызовам. Всех остальных ждет участь мамонтов.
Турбулентность экономики заставит бизнес быть более конкурентоспособным. Нужно будет постоянно наращивать организационные и личные компетенции и быть профессиональнее, быстрее, экономичнее, гибче, умнее.
Новое поколение уже не хочет работать «на дядю» с девяти до шести, подчиняться правилам трудового распорядка, корпоративному дресс-коду и прочим, «сковывающим» их свободу глупостям. Они хотят баланса между работой и личной жизнью. Они хотят работать, чтобы жить, а не жить, чтобы работать. И работодателям придется с этим считаться.
Изменения в технологиях приведут к исчезновению многих бизнесов, многих профессий, многих направлений деятельности. Целые отрасли трансформируются до неузнаваемости.
В ближайшие 10-20 лет появятся новые профессии, которые пока еще не являются популярными: специалист по киберпротезированию, инженер-проектировщик дирижаблей, проектировщик интерфейсов беспилотной авиации, дизайнер виртуальных миров, космобиолог, эксперт по «образу будущего» ребенка, тренер по майнд-фитнесу, трендвотчер и т.д.
Думаете это шутка? Откройте «Атлас новых профессий», разработанный Сколково еще в 2014 году и убедитесь, что новые реалии требуют новых компетенций.
Фриланс, карудсорсинг, краудфандинг, краудинвестинг станут такими же естественными процессами, как кредитование и подбор персонала.
Uber-изация приведет к исчезновению посредников: дилеров, дистрибьюторов и прочих звеньев в цепочке от производителя к потребителю. Р2С / «производитель-потребитель» - вот модель отношений между товаром и его покупателем уже завтра.
Все стандартные и типовые процессы будут переданы на аутсорсинг или автоматизированы. Все, что можно сделать без участия человека – будет реализовано без него.
Организации, у которых нет шансов выжить, имеют ряд признаков. Но всех их объединяет одно – нежелание понять, что все то, что позволяло добиваться результата вчера, завтра уже будет бесполезно. Необходима постоянная «прокачка» собственных знаний и компетенций, нужны постоянные организационные изменения.
Тем не менее многие организации по-прежнему пребывают в состоянии «ожидания роста экономики» и не хотят перемен.
Ниже приведены примеры цитат руководителей организаций и владельцев бизнесов, которые рискуют остаться за бортом стремительных изменений.
- «Стратегия – это что-то мудреное и не очень практичное. Надо работать здесь и сейчас, а что будет дальше все-равно никто не знает».
Да, действительно, никто не знает, что будет дальше. Но стратегия – это, прежде всего, ответ на вопрос «Как мы будем развивать свой бизнес в условиях турбулентности?». Это способы, как минимум, выживания в новых условиях, а как максимум – быстрой адаптации к меняющимся обстоятельствам и опережения спроса.
- «Мне нужны сотрудники с опытом работы в нашей индустрии».
Несмотря на кризис, высвободивший огромное количество потенциальных сотрудников, взять на работу по-прежнему некого. Воронка кандидатов сужается, в нее попадает все больше совсем неподходящих кандидатов. А стоимость опытных и талантливых людей увеличивается, так как это «дефицитный, штучный продукт». Руководители, которые не научатся видеть потенциал в кандидате не должность, быстро обучать, развивать компетенции до необходимого уровня, рискуют остаться без трудовых ресурсов.
- «Наймем на работу профессионала, он придет, все нам выстроит как-надо».
Если руководитель организации плохо представляет себе «как надо», то правильно оценить результат работы нанятого «профессионала» будет крайне сложно. Примеров, когда наемные директора по маркетингу, продажам, финансам и т.д. выстраивали систему под себя, предлагали решения, которые вызывали огромные побочные явления, очень много. Владелец или иное лицо, принимающее в бизнесе решения, должен обладать системным мышлением, чтобы отличить полезную для бизнеса идею от неверного решения, находящегося в плену заблуждений «профессионала».
- «Контролировать работников на удаленке невозможно. Лучше взять своих в штат, пусть будут всегда на виду и под контролем».
Руководителям, не обладающим навыками регулярного менеджмента, не умеющим четко ставить задачи, организовывать работу подчиненных, предупреждать риски, необходимо понять, что они являются одной из причин исчезновения организации в будущем. Совсем скоро большую часть бизнес-процессов, в которых останется обязательным участие человека, необходимо будет вынести на «удаленку», на аутсорсинг. Иначе – вас просто обгонят более гибкие и компетентные конкуренты.
- «Стабильность – это наше главное преимущество. Мы консервативны, а потому устойчивы».
Когда скорость изменения окружающей природной среды превышает приспособительные возможности организма человека, тогда наступают патологические явления, ведущие, в конечном счете, к гибели людей. Когда скорость рыночных изменений превышает скорость изменений в организации, тогда наступают необратимые изменения, ведущие к исчезновению данного бизнеса. Руководитель, не умеющий своевременно осознать необходимость организационных изменений, приведет свою компанию к гибели.
Что делать?
Развивать свои навыки, учиться новым технологиям, в том числе применять современные и эффективные способы получения «управленческой прибыли»:
- Системное мышление
- Организация групповой работы
- Применение игротехник и игропрактик
- Управление проектами и процессами
- Работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач
- Умение быстро принимать правильные решения
- Умение распределять свои ресурсы и управлять временем
- Работать с коллективами и отдельными людьми
Наталья Гаршина, эксперт по увеличению «управленческой прибыли» за счет развития hard & soft skills руководителей и организационных компетенций