Концепция SMART- целей - исключительно полезный повседневный инструмент в практике управления.
Суть постановки целей по принципу SMART
Цель, определенная по SMART – принципам, означает, что цель должна быть:
Specific (конкретной)
Measurable (измеримой)
Attainable (достижимой)
Relevant (уместной)
Time-bound (определенной во времени)
Практическое применение
Представление цели в виде SMART фактически позволяет сформулировать основы плана действий по ее достижению. Допустим, есть проблема — недостаточный уровень доходов компании. Мы можем увеличить доходы, например, за счет увеличения товарооборота.
Но формулировка «увеличить продажи», с точки зрения концепции SMART, целью не является. Для начала мы должны сделать цель конкретной и измеримой, чтобы все могли однозначно понимать ее и измерять. Если цель не будет измеримой, как мы оценим, достигли мы её или нет? В нашем примере может получиться следующая формулировка:
Увеличить втрое продажи продуктовой линии ХХХ
Теперь посмотрим, достижима ли эта цель? Обычно анализ достижимости предполагает два аспекта:
достижимость с учетом собственных возможностей,
достижимость с учетом влияния внешней среды.
Допустим, после анализа мы несколько умерили свои аппетиты:
Увеличить вдвое продажи продуктовой линии ХХХ
Проверим уместность этой цели. На самом ли деле эта цель приведет к решению проблемы (повышение доходов компании)? Не приведет ли достижение этой цели к сворачиванию деятельности других (возможно, прибыльных) направлений? Соответствует ли эта цель стратегическим целям компании?
Если цель уместна, осталось только определить ее во времени. Иначе мы продемонстрируем, что для нас процесс важнее результата, и измеримость цели теряет смысл.
Получаем следующую формулировку SMART-цели:
Увеличить вдвое месячные продажи Продуктовой линии ХХХ к 1 декабря 2013 года.
Таким образом, концепция SMART-целей помогает в формулировании практичных и реализуемых целей. Есть и другое ее применение. Применение этого инструмента к имеющимся целям позволяет моментально увидеть их «прорехи». Если ваш сотрудник заявляет вам «Нам нужно повысить производительность труда сотрудников отдела», применение принципа SMART немедленно генерирует вопросы:
S: Что такое производительность труда сотрудников в нашем случае?
M: Как измеряется производительность труда в нашем случае?
S: Какая должна быть производительность труда для решения стоящих перед отделом задач?
A: Имеются ли у нас ресурсы (возможности) для повышения производительности труда?
R: Не приведет ли повышение производительности труда к массовым увольнениям или другим нежелательным последствиям?
T: К какому времени мы должны добиться желаемой производительности труда?
Примеры удачных и не удачных целей
«НЕ-ЦЕЛИ»:
Работать лучше
Повысить производительность труда
Работать по плану
Продавать больше
Качественно обслуживать потребителей
Мотивировать персонал
ПОЧТИ ЦЕЛИ:
Довести узнаваемость бренда до 25%
Повысить удовлетворенность клиентов в течение ближайшего квартала
Обеспечить реагирование на заявки клиентов в течение 24 часов от момента поступления заявки
Захватить 100% рынка подгузников города к 2012 году
ЦЕЛИ:
Довести уровень текучести технического персонала до 10% к началу 2011 года
Ввести в действие программу «Тайный покупатель» к 1 мая текущего года
Обеспечить месячный товарооборот по мясному направлению в размере 5 млн. рублей к 1 июня.
К 20 декабря сформировать программу празднования Нового Года в рамках выделенного бюджета 100 тыс. руб.
Дополнительные трактовки / нотации
Впервые SMART-критерии постановки целей предложил использовать Питер Друкер (Peter Drucker) в своей работе «Практика менеджмента» («The Practice of Management») в 1954 году. С тех пор концепция SMART приобрела широкую популярность и были предприняты массовые попытки иных «прочтений» SMART. Примеры разных расшифровок приведены ниже.
|
|
|
|
| |
|
| |
|
|
|
|
| |
|
| |
|
|
|
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
|
|
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
Вы можете сами выбрать нотацию, адекватную специфике вашей деятельности.