ваш инструмент для достижения
бизнес-целей.

Концепция SMART-целей

Главная / Публикации / Статьи / Концепция SMART-целей

Концепция SMART-целей   


Концепция SMART- целей - исключительно полезный повседневный инструмент в практике управления.



Суть постановки целей по принципу SMART



Цель, определенная по SMART – принципам, означает, что цель должна быть:




Практическое применение



Представление цели в виде SMART фактически позволяет сформулировать основы плана действий по ее достижению. Допустим, есть проблема — недостаточный уровень доходов компании. Мы можем увеличить доходы, например, за счет увеличения товарооборота.



Но формулировка «увеличить продажи», с точки зрения концепции SMART,  целью не является. Для начала мы должны сделать цель конкретной и измеримой, чтобы все могли однозначно понимать ее и измерять. Если цель не будет измеримой, как мы оценим, достигли мы её или нет? В нашем примере может получиться следующая формулировка:



Увеличить втрое продажи продуктовой линии ХХХ



Теперь посмотрим, достижима ли эта цель? Обычно анализ достижимости предполагает два аспекта:




Допустим, после анализа мы несколько умерили свои аппетиты:



Увеличить вдвое продажи продуктовой линии ХХХ



Проверим уместность этой цели. На самом ли деле эта цель приведет к решению проблемы (повышение доходов компании)? Не приведет ли достижение этой цели к сворачиванию деятельности других (возможно, прибыльных) направлений? Соответствует ли эта цель стратегическим целям компании?



Если цель уместна, осталось только определить ее во времени. Иначе мы продемонстрируем, что для нас процесс важнее результата, и измеримость цели теряет смысл.



Получаем следующую формулировку SMART-цели:



Увеличить вдвое месячные продажи Продуктовой линии ХХХ к 1 декабря 2013 года.



Таким образом, концепция SMART-целей помогает в формулировании практичных и реализуемых целей. Есть и другое ее применение. Применение этого инструмента к имеющимся целям позволяет моментально увидеть их «прорехи». Если ваш сотрудник заявляет вам «Нам нужно повысить производительность труда сотрудников отдела», применение принципа SMART немедленно генерирует вопросы:




Примеры удачных и не удачных целей



«НЕ-ЦЕЛИ»:




ПОЧТИ ЦЕЛИ:




ЦЕЛИ:




Дополнительные трактовки / нотации



Впервые SMART-критерии постановки целей предложил использовать Питер Друкер (Peter Drucker) в своей работе «Практика менеджмента» («The Practice of Management») в 1954 году. С тех пор концепция SMART приобрела широкую популярность и были предприняты массовые попытки иных «прочтений» SMART. Примеры разных расшифровок приведены ниже.
































































































S




Specific




Конкретные, точные, определенные




Significant




Значимые, важные




Stretching




Напряженные, расширяющие




M




Measurable




Измеримые




Meaningful




Значимые




Motivational




Мотивирующие




A




Achievable




Достижимые, доступные




Attainable




Достижимые, досягаемые




Agreed




Согласованные




Ambitious




Амбициозные




Acceptable




Приемлемые, подходящие




Action-oriented




Ориентированные на действие




R




Realistic




Реалистичные, практические




Result oriented




Ориентированные на результат




Relevant




Значимые, уместные, важные, обоснованные, относящиеся к делу




Reasonable




Разумные, рациональные




Rewarding




Полезные, стоящие




Resourced




Обеспеченные ресурсами




T




Time-bound, Time-base, Timely




Определенные во времени




Tangible




Ощутимые, осязаемые




Trackable




Отслеживаемые




 


Вы можете сами выбрать нотацию, адекватную специфике вашей деятельности.