Упали продажи, в команде конфликты и эффективность работы падает? Первый импульс — отправить сотрудников на тренинг. Но что, если проблема не в навыках, а в чём-то глубже?
Разберём 4 уровня проблем, с которыми сталкиваются руководители, и выясним, когда обучение — это решение, а когда — пустая трата времени и ресурсов.
1. Внешние угрозы: когда рынок меняется быстрее вашей стратегии
«Мы производим качественный продукт, но наши менеджеры не умеют его продавать. Научите их продавать», - говорит директор завода.
Задача руководителя: Не «натаскивать» менеджеров по продажам, а пересмотреть позиционирование.
Разберём пример:
Компания годами продавала продукт, но внезапно спрос упал. Диагностика показала: появились дешёвые аналоги, а клиенты изменили критерии выбора. Обучение продажников здесь не помогло бы — нужен пересмотр ассортимента или ребрендинг.
Что делать:
- Анализ конкурентов и трендов.
- Адаптация продукта или бизнес-модели.
- Обучение — только после устранения дисбаланса рынок-стратегия.
2. Сломанные процессы: почему сотрудники не могут работать эффективно
«Сотрудники моего отдела – тренеры по продукту - никак не могут выстроить отношения с менеджерами по продажам. На совместных выездах между ними возникают конфликты. Нужно организовать тренинг по командообразованию, чтобы они научились взаимодействовать, подружились», - сказала как-то руководитель отдела одной компании.
Задача руководителя: Не заставлять команду «лучше коммуницировать», а навести порядок в системе.
Разберём пример:
Два отдела конфликтуют при совместных выездах к клиенту. Оказалось, нет чётких регламентов: кто за что отвечает, как оценивать результат. Тренинг по командообразованию не исправил бы хаос — нужны прописанные процессы.
Что делать:
- Ревизия бизнес-процессов и разграничение зон ответственности.
- Внедрение KPI, которые отражают реальные цели.
- Автоматизация рутинных задач.
3. Токсичная культура: когда конфликты — симптом, а не причина
«Помогите мне разрешить конфликт. Два отдела постоянно враждуют между собой. Вызываю по очереди руководителей, слушаю их и понимаю: и этот прав, и другой тоже прав. Как их примирить?».
Ещё один случай с войной отделов, но корень проблемы лежит глубже.
Задача руководителя: Не «подружить» сотрудников, а изменить правила игры.
Разберём пример:
Подчинённые постоянно жалуются друг на друга, избегают ответственности. Проблема — в стиле управления первого лица: он поощряет «детскую» позицию сотрудников. Тренинг по коммуникациям тут бессилен — нужна смена управленческой культуры.
Что делать:
- Переход от «родительского» стиля управления к партнёрскому.
- Внедрение культуры открытой обратной связи.
- Обучение — только после изменения среды.
4. Не те люди: когда сотрудник вредит бизнесу
«Я знаю, что у Марии Семёновны сложный характер. Но, в конце концов, у неё работа такая: главный бухгалтер. Нам тут порядок нужен и дисциплина. Надо бы какое-то обучение провести для сотрудников, пусть учатся взаимодействовать», - сказала директор компании, которую покидали сотрудники с катастрофической скоростью из-за упомянутой выше Марии Семёновны.
Задача руководителя: Не тренировать команду «терпеть» токсичного коллегу, а принимать жёсткие решения.
Разберём пример:
Главбух с авторитарным стилем провоцирует текучку кадров. Обучать остальных «подстраиваться» под неё, значит, терять ценных сотрудников. Иногда единственный выход — расставание с токсичным сотрудником.
Что делать:
- Оценка реального вклада «проблемного» сотрудника.
- Жёсткие кадровые решения, если риски превышают пользу.
- Обучение — только для тех, кто готов меняться.
Итог: как руководителю действовать правильно
Обучение — мощный инструмент, но не «волшебная таблетка» для решения всех организационных проблем. Часто причины лежат глубже — в системе процессов, культуре или внешних условиях. Решая задачи только через тренинги, можно упустить из виду необходимость системных изменений или потратить время на работу с внутренними установками некоторых сотрудников, не так уж и полезных для бизнеса.
Прежде, чем отправлять сотрудников на тренинги:
- Диагностируйте уровень проблемы (рынок, процессы, культура, люди).
- Используйте системный подход — иногда нужны структурные изменения.
- Не тратьте ресурсы на «латание дыр» — работайте с причиной, а не симптомами.
Ваша цель — не просто провести обучение «для галочки», а решить бизнес-задачу. Выбирайте инструменты осознанно.










