Наталья Гаршина, консультант по организационному развитию ГК Русконсалт, считает, что для бизнеса в эпоху неопределенности особенно ценны Q-знания – это знания «вопросные». Q-знания рождаются, когда мы находим решения здесь и сейчас, рефлексируя, анализируя собственный и чужой опыт, задавая друг другу вопросы, обмениваясь информацией.
Для эффективного обучения нужна рефлексия, способность давать и готовность принимать обратную связь, слышать друг друга и менять свою точку зрения. Именно тогда происходит обучение. Сотрудникам выгодно обмениваться знаниями и продуцировать Q-знания, поскольку именно таким образом идет развитие – и личное, и профессиональное.
Сегодня не имеет смысла держать знания «в кубышке». Во-первых, от этого человек сам не развивается, а значит, не использует возможности стать более профессиональным и конкурентоспособным.
Во-вторых, пора готовиться к эпохе, когда многих из нас заменят роботы. Сегодня это кажется невероятным, но скоро искусственный интеллект проникнет во многие профессиональные сферы и вытеснит человека. Ведь человек никогда не сравнится с роботами в части способности запоминать, обрабатывать и хранить информацию. Здесь у машин безусловное преимущество. Но в чём мы еще пока лучше роботов, так это в умении мыслить по-человечески, а именно, рефлексировать, анализировать свой прошлый опыт, действовать не по заданному алгоритму, а нестандартно, сообразно ситуации.
Поэтому, какой смысл накапливать знания и не делиться ими? Знания ценны тогда, когда с их помощью можно создавать прорывные идеи. А для этого знания должны работать. Поэтому надо обмениваться информацией с коллегами, участвовать в дискуссиях, продуцировать новые Q-знания, и находить ответы на вопросы, которые еще не сформулированы.
Подробнее об опыте внедрения современных технологий обучения в бизнес-организациях читайте в статье Натальи Гаршиной "ОБУЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЕМ ПО МЕТОДИКЕ Р. РЕВАНСА".
http://www.rusconsult.ru/netcat_files/userfiles/Obuchenie_deistviem.pdf