Правовое регулирование вопросов использования контрольно-кассовой техники осуществляется Федеральным законом № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее - Закон о ККТ); п. 1 ст. 2 Закона о ККТ обязанность применять ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Также следует обратить внимание на то, что закон не запрещает некоторым хозяйствующим субъектам использовать бланки строгой отчетности, которые фактически заменяют кассовые чеки. Закон о ККТ устанавливает перечень отдельных категорий хозяйствующих субъектов, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять наличные расчеты без применения контрольно-кассовой техники.
Закон о ККТ устанавливает ряд обязанностей для хозяйствующих субъектов,
осуществляющих денежные расчеты с населением. Среди этих обязанностей не только
применение ККТ, но и другие, а именно:
- осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах;
- применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с
использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику,
опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и
обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов
(фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);
- выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных
расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты
отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки;
- обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации,
связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением
контрольно-кассовой техники, а также обеспечивать должностным лицам налоговых
органов, исполняющим свои обязанности, беспрепятственный доступ к
соответствующей контрольно-кассовой технике, предоставлять им указанную
документацию;
- производить при первичной регистрации и перерегистрации контрольно-
кассовой техники введение в фискальную память контрольно-кассовой техники
информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей
налоговых органов.
Вопросы административной ответственности за правонарушения, связанные с применением контрольно-кассовой техники, регламентируются именно Кодексом, а не законом о ККТ.
Статьей 14.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) предусмотрено, что продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа. Штраф взимается в следующих размерах:
- с граждан в размере от 1 500 до 2 000 руб;
- с должностных лиц - от 3 000 до 4 000 руб.;
- с юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб.
Суды, рассматривая арбитражные дела, зачастую принимали решения в пользу правонарушителей на основании той позиции, что ответственность за нарушение законодательства о применении контрольно-кассовой техники возлагается на работников, которые ненадлежащим образом исполняют свои обязанности. Однако при рассмотрении нескольких дел по вопросу законности привлечения юридических лиц к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ в связи с неприменением ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов при продаже товаров продавцами магазинов Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации занял единую позицию в его постановлениях №№ 4554/04, 5940/04, 6346/04, 6902/04 от 03.08.2004 г., которая заключается в следующем:
- п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-
кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с
использованием платежных карт» четко предусматривает, что обязанность применять
ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов возложена на юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей;
- индивидуальные предприниматели несут административную ответственность за
нарушения, связанные с ККТ, наравне с должностными лицами организаций.
Также ВАС РФ еще раз обозначил тот факт, что нельзя привлекать к административной ответственности в случае, когда с даты составления протокола об административном правонарушении прошло более двух месяцев.