ваш инструмент для достижения
бизнес-целей.

Право на представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах

Главная / Публикации / Право на представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах

Право на представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах

ст. 26 НК:

1. Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя.
2. Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.
3. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК и иными федеральными законами.

1. Анализируя правила п. 1 ст. 26 НК, следует учесть ряд обстоятельств:
а) к отношениям, регулируемым законодательством о "Н и С", относятся властные отношения по установлению, введению и взиманию "Н и С" в РФ (см. об этом и об отличиях налоговых отношений от гражданско-правовых коммент. к ст. 2 НК);
б) законный представитель - это лицо:
уполномоченное представлять данную конкретную организацию на основании ее учредительных документов или закона (п. 1 ст. 27 НК и коммент. к ней);
выступающее в качестве представителя физического лица в соответствии с действующим гражданским законодательством РФ (см. коммент. к п. 2 ст. 27 НК);
в) правила п. 1 ст. 26 НК диспозитивны, ибо они:
предоставляют налогоплательщику право участвовать в налоговых отношениях через представителя, но вовсе не обязывают его прибегать к представительству;
применяются лишь постольку, поскольку иные правила не предусмотрены НК. Например, п. 2 ст. 51 НК именно на представителя физического лица, признанного недееспособным (т.е. на опекуна), императивно возлагает обязанность по уплате "Н и С" (например, при уплате налога на недвижимость, принадлежащую недееспособному);
г) уполномоченный представитель - это ЮЛ или физическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами и иными участниками налоговых правоотношений (см. об уполномоченных представителях коммент. к ст. 29 НК).
2. Для применения норм п. 1 ст. 26 НК исключительное значение имеют правила п. 2 ст. 26 НК о том, что личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых "Н и С", не лишает его права иметь представителя, и наоборот. Иначе говоря, вполне возможно, что в конкретном правоотношении на стороне налогоплательщика одновременно выступает не менее двух (а то и больше) лиц - сам налогоплательщик и его представитель(ли).

Следует также учесть, что налогоплательщик может быть одновременно представлен (в налоговых правоотношениях) как законным, так и уполномоченным представителем (например, опекун лица, признанного недееспособным, привлек к участию в отношениях, регулируемых законодательством о "Н и С" (на стороне налогоплательщика), уполномоченного представителя (юриста, адвоката и т.д.)).
3. По правилам п. 3 ст. 26 НК полномочия представителя должны быть:
а) документально подтверждены в соответствии с НК. Это означает, что:
уполномоченный представитель физического лица действует по доверенности, удостоверенной нотариусом. Налицо существенное изъятие из общих правил о форме доверенности, предусмотренных в ст. 185 ГК и состоящих в том, что доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому для представительства перед третьими лицами (при этом лишь доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, сама по общему правилу должна быть удостоверена нотариально);
законный представитель представляет интересы налогоплательщика на основании таких документов, как свидетельство о рождении и паспорта родителей (при представительстве интересов малолетнего); решения органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, принятого в установленном порядке (ст. 32-35 ГК), учредительные документы ЮЛ (например, устав кооператива) и т.д. (см. коммент. к ст. 85 НК);
б) документально подтверждены в соответствии с иными федеральными законами. При этом ст. 26 НК учитывает нормы ст. 71 Конституции РФ (о том, что гражданское законодательство относится к ведению РФ), указывая именно на федеральные законы. В качестве примера служат прежде всего нормы ГК. В частности, документами, подтверждающими полномочия представителя, могут быть:
доверенности, выдаваемые налогоплательщиками-организациями (ст. 185 ГК, п. 2 ст. 29 НК);
договоры поручения (ст. 971-979 ГК);
агентские договоры (ст. 1005-1011 ГК);
договоры доверительного управления имуществом (ст. 1012-1026 ГК);
договоры коммерческого представительства (ст. 184 ГК);
договоры возмездного оказания услуг (ст. 779-783 ГК).

Кроме того, документальное подтверждение полномочий представителя может быть основано на акте уполномоченного государственного органа (например, общее положение, приказ).

4. Анализируя правила п. 4 ст. 26 НК, следует обратить внимание:
а) на их бланкетный характер. Иначе говоря, в целях экономии и в соответствии с канонами юридической техники п. 4 ст. 26 НК распространил правила гл. 4 НК:
на налоговых агентов, т.е. на лиц (организации и физические лица, ст. 11 НК), на которых в соответствии с НК возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов (см. коммент. к ст. 24 НК);
на плательщиков сборов (см. коммент. к ст. 8 НК);
б) на то, что в соответствии с этими правилами и налоговые агенты, и плательщики сборов:
вправе участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о "Н и С", через представителя (законного или уполномоченного);
вправе участвовать в указанных правоотношениях одновременно со своими представителями;
не могут привлекать в качестве уполномоченных представителей должностных лиц налоговых и таможенных органов, органов внутренних дел, судей, следователей, прокуроров (п. 2 ст. 29 НК);
отвечают за действия (бездействие) своих представителей как за собственные (ст. 28 НК);
документально подтверждают полномочия своих представителей в порядке, установленном НК, а также другими федеральными законами (см. коммент. к ст. 27-29 НК). См. также письма ФНС от 20.11.07 N СК-6-09/902; от 15.02.07 N 18-0-09/0070.

Cм. также

Представление интересов в налоговых органах

Подписка на новости

Подпишись и узнай о самых интересных новостях мира бизнеса

Подписаться