Электронная коммерция
-(англ. electronic commerce, e-commerce) - деятельность, направленная на реализацию товаров и услуг с использованием информационных технологий на основе сетевых взаимодействий между покупателем и продавцом.Инструменты электронной коммерции позволяют организовать торговлю ценными бумагами, совершение сделок между юридическими лицами, вести деятельность на электронных биржах, реализовать заказ и оплату потребительских товаров, туристских и образовательных услуг, оплату коммунальных услуг.
Реклама товара, его заказ, оплата и доставка осуществляется с использованием сетевых средств. Так, при сетевом рекламировании магазин создает свой Web-каталог или витрину на Web-сайте, где покупатель может не только прочитать сообщение о свойствах и характеристиках товара, но и рассмотреть его, используя мультимедиа-средства.
Web-страница, отображающая список (каталог) товаров, служит основой формирования корзины товаров, выбранных покупателем сетевым способом, и их заказа. Все сведения о корзинах (автоматически вычисляемая стоимость заказа, затраты на доставку, полагающиеся налоги и скидки) остаются в системе и обеспечивают продавца маркетинговой информацией. Постоянные покупатели могут пересматривать свои корзины и использовать их повторно для упрощения процедуры заказа. После завершения формирования корзины составляется упаковочный лист, содержащий: записи о сроках доставки товара покупателю; номер товара; его наименование и количество заказанных единиц. Покупатель может делать отбор товара в так называемую электронную тележку, представляющую собой программу, которая запускается на сайте и собирает сведения о том, что, клиент хочет приобрести. Оплата товара может быть осуществлена в наличной и безналичной форме с использованием информационных технологий и традиционным способом.
Электронная коммерция предъявляет особые требования к логистике и к процессу доставки («проблема последней мили») с учетом глобального характера электронных взаимодействий. В свою очередь глобализация доставки отражается на глобализации производства и на его географическом распределении. Актуальность планирования материальных ресурсов и составления графика получения материалов «точно-в-срок» в этих условиях повышается.
Электронная коммерция разделяется на два сектора: оптовый (business-to-business, B2B) и розничный (business-to-consumer, B2C). Особый вид деятельности в сфере В2В - создание Marketplace - рыночных площадок (business-for-business, B4B). Системы Marketplace рассчитаны на вертикальные рынки (отраслевые; серверные услуги и т.д.). На них могут разместить свою информацию и производители, и продавцы, а познакомиться с ней могут покупатели. Ожидается, что через Marketplace-системы к 2004 будет реализовываться более 1/2 оборота в сфере В2В.