Счетная палата Российской Федерации
- постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием РФ и подотчетный ему.
Счетная палата РФ создана в 1995 в соответствии с нормами ст. 101, 102 и 103 Конституции РФ. Состав Счетной палаты и порядок ее деятельности определяются Законом РФ «О Счетной палате Российской Федерации» (1995). В рамках задач, определенных действующим законодательством, счетная палата РФ обладает организационной и функциональной независимостью. К основным задачам счетной палаты РФ относятся: контроль за своевременным и полным исполнением доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; проверка эффективности и целесообразности, а также целевого характера расходования государственных средств и федеральной собственности; финансовая экспертиза законопроектов, нормативно- правовых актов федеральных органов государственной власти; оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.
Кроме того, на счетную палату РФ возложены подготовка предложений по совершенствованию бюджетного процесса и регулярное представление Федеральному Собранию РФ информации о ходе выполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий. Свою деятельность счетная палата РФ обязана осуществлять, руководствуясь принципами законности, объективности, независимости и гласности. Работу счетной палаты РФ возглавляет Коллегия счетной палаты РФ, формируемая обеими палатами Федерального Собрания. В ее состав входят: председатель счетной палаты РФ, заместитель председателя и 12 аудиторов счетной палаты РФ. Председатель палаты и половина ее аудиторов назначаются Государственной Думой Федерального Собрания; заместитель председателя и другая половина аудиторов - Советом Федерации Федерального Собрания. Председатель, его заместитель и аудиторы счетной палаты РФ назначаются сроком на 6 лет. Аудиторы счетной палаты РФ в соответствии с законом самостоятельно, в пределах своей компетенции, решают вопросы организации деятельности по возглавляемым ими направлениям и несут ответственность за ее результаты. Председатель, его заместитель и аудиторы счетной палаты РФ обладают гарантиями профессиональной независимости. Основа аппарата счетной палаты РФ – его инспекторы, непосредственно осуществляющие контрольные мероприятия.
Счетная палата РФ самостоятельно подготавливает и утверждает годовые и текущие планы работы и программы, которые должны быть сформированы так, чтобы обеспечить всесторонний системный контроль за исполнением федерального бюджета с учетом всех видов и направлений деятельности счетной палаты РФ. Планы работы утверждаются Коллегией счетной палаты РФ. При этом Закон «О Счетной палате Российской Федерации» предусматривает обязательность включения в планы и программы поручений Совета Федерации РФ и Государственной Думы РФ, обращений не менее 1/5 общего числа депутатов (членов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Запросы Президента РФ, комитетов и комиссий палат, депутатов Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, органов государственной власти субъектов Федерации подлежат обязательному рассмотрению при формировании планов и программ ее работы.
Контрольные полномочия счетной палаты РФ распространяются на все государственные органы и учреждения в РФ, на федеральные внебюджетные фонды. Осуществлять контрольные проверки органов местного самоуправления, предприятий, организаций, банков, страховых компаний, их союзов, ассоциаций и объединений независимо от видов и форм собственности, а также обществ, объединений и негосударственных некоммерческих организаций счетной палаты РФ имеет право лишь в случаях, если те получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную (государственную) собственность либо управляют ею, имеют предоставленные федеральными органами или федеральным законодательством налоговые, таможенные или иные льготы и преимущества.
По результатам проведенных контрольных мероприятий счетная палата РФ имеет право принять несколько решений. Во-первых, направить руководителям проверяемых органов, учреждений, предприятий и организаций представления для принятия ими мер по устранению выявления нарушений, возмещению причин, государству ущерба, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении действующего законодательства и бесхозяйственности. Представление счетной палаты РФ должно быть рассмотрено в установленные ею срок, и о принятых мерах счетной палате должно быть сообщено незамедлительно. Во-вторых, счетная палата РФ в случаях выявления при контрольных проверках нарушений, наносящих государству прямой, непосредственных ущерб и требующих безотлагательные пресечения, имеет право давать администрации проверяемых предприятий, организаций и учреждений обязательных для исполнения предписания. Предписание счетной палаты РФ может быть направлено и при умышленном или систематическом несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений счетной палаты РФ, при создании препятствий для проведения контрольных мероприятий. Обжалование предписания производится в судебном порядке. Отменить предписание может только Коллегия счетной палаты РФ. В-третьих, в случаях неоднократного неисполнения или ненадлежащего исполнения предписаний Коллегии счетной палаты РФ имеет право по согласованию с Государственной Думой РФ принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных или расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, организаций и учреждений. Во всех случаях выявления в процессе контрольного мероприятия хищения государственных денежных или материальных средств, а также иных злоупотреблений счетная палата РФ обязана незамедлительно передать материалы проверки или ревизии в правоохранительные органы.
Счетная палата РФ при проведении контрольных мероприятий вправе привлекать к участию в них государственные контрольные органы, их представителей и негосударственные (на договорной основе) аудиторские организации, отдельных специалистов. Контрольные органы Президента РФ и Правительства РФ, федеральные правоохранительные органы, контрольно-счетные органы в субъектах РФ, Центральная контрольно-ревизионная комиссия Центрального банка РФ, Контрольно-ревизионное управление Минфина РФ и другие государственные налоговые и контрольные органы, органы ведомственного контроля обязаны оказывать содействие деятельности счетной палаты РФ, предоставлять по ее запросам информацию о результатах проводимых ими проверок и ревизий. Счетная палата РФ является членом международных организаций - ИнтоСАИ (Международной организации высших контрольных органов), ЕвроСАИ (Европейской организации высших контрольных органов), АзоСАИ (Азиатской организации высших контрольных органов).