Страхование космических рисков
(англ. spacecraft insurance) - совокупность видов имущественного и личного страхования, связанных с осуществлением космической деятельности.
Первый договор страхования космических рисков был заключен в 1965 г. в отношении космического аппарата Early Bird, принадлежащего консорциуму Comsat. Он покрывал риск предстартовой подготовки и ответственности перед третьими лицами в случае неудачного пуска. Как правило, страхование космических рисков охватывает только коммерческие проекты (космические системы связи, навигации и космического мониторинга), однако существуют прецеденты страхования некоммерческих программ (космические оборонные системы, научные программы). В рамках страхования космических рисков была организована страховая защита для более 99% коммерческих космических проектов. Достаточно интенсивное развитие страхования космических рисков связано с ростом инвестиций в космическую отрасль и бурным развитием телекоммуникационных космических систем, обусловленных глобальной информатизацией. Сначала космические риски размещались на рынке авиационного страхования, однако их специфика способствовала выделению в отдельный вид. За рубежом инфраструктура системы космического страхования в основном уже сложилась. Емкость рынка космического страхования с 1985 выросла со 150 млн. долл. США до 900 млн. в 1997. Ассортимент страховых продуктов постоянно расширяется.
Как показывает практика зарубежного страхования космических рисков, еще на этапе бизнес-планирования космического проекта разрабатывается всеобъемлющий план управления риском, в котором особое внимание уделяется организации страховой защиты. Необходимость организации страхового покрытия в большинстве случаев является непременным условием привлечения финансовых средств для реализации проекта. Учитывая значительную капиталоемкость космических проектов, потенциальные инвесторы стремятся максимально снизить свой предпринимательский риск. Особо оговариваются санкции в случае невыполнения условий или сроков осуществления проекта. Потенциальными страхователями в зависимости от этапа реализации космического проекта выступают его инвесторы, разработчики и производители космической техники, а также организация, осуществляющая запуск ракет космического назначения. Однако основным носителем риска является собственник космической системы. Расходы на страхование космических рисков включаются в структуру цены космической продукции (услуги, производимой космической системой). Таким образом, финансирование организации страховой защиты возлагается на конечного потребителя.
За рубежом различают следующие основные виды страхового покрытия страхования космических рисков: страхование во время производства и испытаний ракетно-космической техники, функциональные и огневые испытания; период предстартовой подготовки элементов ракет космического назначения к пуску, включая их транспортировку, хранение и подготовку на космодроме; период действия страховой защиты заканчивается моментом подачи санкционированной команды «контакт-подъем». В случае остановки пуска договор страхования вновь вступает в силу до момента повторного запуска либо до его окончательной отмены. Период действия договора страхования при запуске ракеты космического назначения, как правило, охватывает пуск и выведение орбитального аппарата в заданную точку космического пространства (launch insurance) и 180 дней его орбитального функционирования с момента пуска, в течение которых проверяется возможность его использования по целевому назначению. Размер страхового тарифа по данному виду страхового покрытия составляет 17-21%. В основу определения страховой стоимости включается стоимость самого орбитального аппарата, средства выведения и издержек по организации запуска. Размеры страховых сумм при страховании запуска колеблются в пределах 80-250 млн. долл. в зависимости от орбитального аппарата и средств выведения. Страхование космических рисков при орбитальном функционировании космических аппаратов проводится в основном сроком на 1 год. В объем покрытия может быть включен предпринимательский риск собственника космического проекта (финансовые потери в случае гибели, повреждения спутника на орбите, повлекшего за собой невозможность функционирования по целевому назначению). В соответствии с законом США «О коммерческих запусках» лицензиат, т.е. сторона, имеющая лицензию на проведение запуска, должен представить документы (сведения о денежных средствах, депонированных в банке, или страховой полис), гарантирующие возмещение ущерба перед третьими лицами в размере от 164 до 215 млн. долл. в зависимости от используемого средства выведения. Если ущерб превышает размер данного обеспечения, пр-во США гарантирует возмещение ущерба до 1,5 млрд. долларов сверх него. Кроме того, лицензиат обязан застраховать объекты и оборудование стартового комплекса, являющиеся федеральной собственностью правительства США, на сумму порядка 80 млн. долларов.
Страхование космических рисков в России - достаточно новый и интенсивно развивающийся сегмент страхового рынка. Проблемы освоения космоса были тесно взаимоувязаны с вопросами обеспечения обороноспособности нашей страны, что предопределило монополию государства на реализацию космических программ и закрытый характер информации в отношении отечественных космических технологий. В связи с этим гарантии по космическим программам до конца 80-х гг. предоставлялись правительством из бюджета. Правовой основой осуществления страховой защиты космической деятельности является Закон РФ «О космической деятельности» (1993). В соответствии с законом страхование космонавтов, персонала наземной космической инфраструктуры, а также ответственность перед третьими лицами осуществляется в обязательной форме. Страхование имущественных интересов участников космической деятельности, связанных с гибелью, утратой и повреждением космической техники, проводится в добровольной форме. Российские космические страховщики в основном покрывают только риски запуска и орбитального функционирования ракетно-космической техники.