Страхование грузов
(англ. goods in transit insurance, cargos policy) - вид имущественного страхования, предусматривающий возмещение убытков при гибели (повреждении) грузов, перевозимых по суше, водным или воздушным путем.
Условия страхования грузов предусматривают возможность их страхования: с ответственностью за все риски; с ответственностью за частную аварию; без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения. Страхование с ответственностью за все риски предполагает возмещение: убытков от повреждения или полной гибели всего либо части застрахованного груза, возникающих от любых причин (кроме особо оговоренных, например, военных рисков, воздействия радиации); убытков, расходов и взносов по общей аварии; необходимых и целесообразно произвел, расходов по спасанию и сохранению груза, по предупреждению дальнейшего его повреждения.
Страхование с ответственностью за частную аварию предполагает возмещение: убытков от повреждения или полной гибели всего либо части застрахованного груза вследствие стихийных бедствий, крушения (столкновения) перевозочных средств между собой и о другие предметы, а также мер, принятых для спасания или для тушения пожара; пропажи перевозочного средства без вести; расходов по несчастным случаям при погрузке, укладке, выгрузке груза; убытков, расходов и взносов по общей аварии; необходимых и целесообразно произведенных расходов по спасанию и сохранению груза, по предупреждению дальнейшего его повреждения.
Условия страхования без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения, по объему ответственности, страховым случаям, перечню исключений из страхового покрытия в целом совпадают с условиями страхования с ответственностью за частную аварию. Но в этом случае возмещаются только убытки от полной гибели всего или части груза (убытки от повреждения груза не застрахованы). Эти условия соответствуют сложившейся международной практике, в частности, стандартным условиям Института лондонских страховщиков.
В условиях страхования может содержаться специальная оговорка: «от склада до склада», согласно которой груз считается застрахованным от склада продавца до склада покупателя (то есть включение такой оговорки обеспечивает непрерывность страхового покрытия). Страхователем может быть любой участник транспортной перевозки - продавец или покупатель. Этот вопрос решается в зависимости от юридических, экономических взаимоотношений сторон, условий поставки продукции; при перевозке водным путем распространены сделки СИФ, ФОБ, КАФ и реже ФАС; при перевозке железно-дорожным и автотранспортом используются сделки франко-граница, франко-вагон, франко-склад и т.д.
По условиям СИФ (англ. CIF, сокр. от cost; insurance, freight-стоимость, страхование, фрахт) продавец обязан доставить груз в пункт отправления, погрузить его, зафрахтовать судно и оплатить фрахт, застраховать груз на время перевозки до сдачи его перевозчиком покупателю. Груз при этой сделке обычно страхуется на условиях с ответственностью за все риски; покупатель, возлагая заботу о перевозке и страховании на продавца, в любом случае должен получить либо груз, либо компенсацию за него. Страховая сумма по сделкам СИФ должна соответствовать стоимости проданного товара. При сделках на условиях ФОБ (англ. FOB, сокр: от free on boards свободен на борту) обязанность обеспечить перевозку груза за свой счет и произвести его страхование на время перевозки лежит на покупателе. Продавец обязан погрузить груз на борт, до этого момента риск лежит на нем, который также может страховаться. Юридические содержание сделок на условиях ФАС (англ. FAS, сокр. от free alongside ship - свободно вдоль борта судна) аналогично условиям ФОБ. При сделке ФАС груз переходит на риск покупателя со времени доставки продавцом товара к борту судна, то есть страховой интерес в грузе по сделкам ФАС у покупателя возникает раньше, чем при сделках ФОБ. В обязанности продавца при сделке КАФ (англ. CAF, сокр. от cost and freight - стоимость и фрахт) входит заключение договора перевозки и доставки груза на борт. Обязанность страховать груз во время перевозки с момента пересечения им борта лежит на покупателе.
В зависимости от способа перевозки грузов (навалом, насыпью, наливом и т.д.), видов транспорта, выбираемых рисков все грузы разбиты на следующие классификационные разряды рисков (по европейской классификации грузов): очень хороший риск или хороший риск (перевозка металлов, производственных установок, автомобилей, резиновых изделий и т.д.); средний риск (перевозка кофе, фармацевтических продукции, крупяных изделий и т.д.); нежелательный риск (перевозка молочных продуктов, бумаги, текстильной продукции, нефтепродуктов, мясопродуктов и т.д.); плохой риск (живые животные, хрупкие грузы, растения, цветы, древесина и т.д.). Тарифы по страхованию грузов в каждом конкретном случае определяются индивидуально. Принципы их построения зависят от ряда постоянно действующих факторов, характера груза и вероятной степени его подверженности рискам, качества упаковки, вида транспорта, условий и характера перевозки, места размещения груза, наличия охраны, времени года, результатов страхования по соответствующему грузу в предшествующий период (размер убыточности) и т.д.
Как в международной, так и в отечественной практике предусмотрена возможность заключения генерального договора на страхование всех перевозок (любых грузов или определенного их рода) с выдачей генерального полиса. Такой договор обычно заключается сроком на один год или без установления срока, но предусматривается порядок его аннулирования. Согласно ст. 941 ГК РФ систематическое страхование разных партий однородного имущества (товаров, грузов и т.п.) на сходных условиях в течение определенного срока может по соглашению страхователя со страховщиком осуществляться на основании одного договора страхования - генерального полиса. Страхователь обязан в отношении каждой партии имущества, подпадающей под действие генерального полиса, сообщать страховщику обусловленного таким полисом сведения в предусмотренные срок (а если он не предусмотрен - немедленно по их получении). Страхователь не освобождается от этой обязанности, даже если к моменту получения таких сведений возможность убытков, подлежащих возмещению страховщиком, уже миновала. По требованию страхователя страховщик обязан выдавать страховые полисы по отдельным партиям имущества, подпадающим под действие генерального полиса. В случае несоответствия содержания страхового полиса генеральному полису предпочтение отдается страховому полису.