Секвестр
- пропорциональное снижение государственных расходов (на 5, 10, 15% и т.д.) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение времени, оставшегося до конца текущего финансового года.Механизм секвестрования вводится, если в процессе исполнения бюджета снижение объема поступлений доходов бюджета или источников покрытия дефицита оказалось выше определенным бюджетным законодательством уровня. В Российской Федерации определение секвестра было дано в Законе РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» (1991). Механизм секвестра расходной части федерального бюджета в 90-е гг. устанавливался федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Например, в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 1997 год» секвестр расходной части федерального бюджета должен был производиться Правительством РФ по итогам квартала в том случае, если снижение объемов поступлений доходов федерального бюджета или источников покрытия дефицита федерального бюджета составило бы от 5 до 10% по сравнению с утвержденные данным законом показателями.
В случае снижения объемов поступлений доходов или источников покрытия дефицита более чем на 10% по сравнению с утвержденными объемами Правительство было обязано внести в Государственную Думу законопроект о секвестре расходной части федерального бюджета. При этом на защищенные статьи расходов секвестр не распространялся, а по незащищенным статьям расходов сокращения ассигнований должны были осуществляться в одной и той же пропорции для всех разделов, подразделов, видов расходов и предметных статей, включая объекты, вошедшие в Федеральную инвестиционную программу на 1997. Однако, начиная с 2000 в бюджетном законодательстве России понятие секвестр не использовалось.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному финансированию расходов, то вводится режим сокращения расходов бюджета, в котором нет деления на защищенные и незащищенные расходные статьи.
В целях сбалансирования бюджетов ряд стран также обращался к режиму секвестрования бюджетных расходов. Например, в США в сер. 80-х гг. была сделана попытка избавиться от хронических дефицитов бюджета с помощью механизма секвестр. В декабре 1985 Конгрессом США был принят «Закон о контроле над дефицитом» (известный как закон Трэмма-Радмена-Холлингса по именам авторов), согласно которому ежегодная величина дефицитов была четко определена, и в случае превышения предполагаемого дефицита над контрольной суммой в действие должен был вступать механизм секвестрования. Был определен перечень защищенных статей расходов, а остальные бюджетные расходы должны были быть уменьшены на единый процент. Причиной, по которой секвес-тирование в США так и не было введено в действие, явилось требование равного сокращения гражданских и военных расходов. Администрация Президента Р. Рейгана выступала против сокращения военных расходов, в то время как Конгресс боролся за сохранение темпов роста гражданских расходов. Компромисса не было найдено, и механизм секвестрования был изъят из закона Грэмма-Радмена-Холлингса.