Оценка стоимости транспортных средств
-(англ. transportation facilities appraisal) - один из видов экспертной деятельности на транспорте, основной целью которой является определение стоимости транспортного средства при возникновении правоотношений между физическими лицами, юридическими лицами и государством, связанных с владением, распоряжением и использованием транспортных средств. Под транспортным средством понимают устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.К транспортным средствам относят: механические транспортные средства, прицепы, мопеды, велосипеды с подвесным двигателем и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками. Механические транспортные средства включают автотранспортные средства (грузовые и легковые автомобили, автобусы и автопоезда), мототранспортные средства, троллейбусы, трамваи, любые тракторы, самоходные машины.
Признаки, облегчающие проведение работ по оценке или способствующие увеличению рынка услуг по оценке стоимости транспортных средств: стандартная конструктивная компоновка транспортных средств из небольшого количества агрегатов, узлов, механизмов и систем (до 20-30 наименований); обязательная государственная регистрация транспортных средств (позволяющая однозначно идентифицировать их при проведении оценки стоимости); высокий уровень аварийности в процессе эксплуатации транспортных средств (что вызывает необходимость в большом объеме работ по оценке стоимости повреждений, полученных в дорожно-транспортных происшествиях - ДТП); перемещение в больших объемах транспортных средств через таможенную границу РФ (которое осуществляется в различных таможенных режимах и требует определения таможенной стоимости). Транспортные средства представляют собой продукцию массового производства; уровень автомобилизации постоянно возрастает. В РФ с 1992 года ежегодный прирост численности парка автотранспортных средств составляет около 5%, при этом увеличение происходит в основном за счет легковых автомобилей: их численность возрастает не менее чем на 1 млн в год. Общее количество транспортных средств как объектов оценки в 2000 превысило 30 млн единиц. При этом основная доля парка транспортных средств является собственностью физических лиц, что существенно увеличивает число сделок, при которых требуется их оценка.
Признаки, затрудняющие проведение оценки стоимости транспортных средств: высокая конструктивная сложность транспортных средств на уровне деталей и низкий уровень подетальной унификации (номенклатура запасных частей соврем, автомобиля насчитывает до 10 000 позиций; в 1999 году в эксплуатации находились более 30 000 различных марок и моделей автомобилей, вся номенклатура запасных частей которых насчитывала несколько сотен миллионов невзаимозаменяемых деталей), что создает значительные трудности по формированию информационного обеспечения оценки стоимости ремонта и ущерба при повреждении транспортных средств; необходимость количеств, учета эксплуатационной надежности (безотказности и долговечности) транспортных средства, в основном определяющей его стоимость [безотказность -свойство транспортных средства сохранять работоспособное состояние в течение некоторой наработки без вынужденных перерывов - определяет также величину эксплуатационных затрат, основными показателями являются «наработка на отказ» и «удельная трудоемкость технического обслуживания и ремонта»; долговечность - свойство транспортных средства сохранять работоспособность до предельного состояния с перерывами для технического обслуживания и ремонта; показателями выступают «ресурс» (в тыс. км) и «срок службы» (в годах)]; транспортное средство служит объектом повышенной опасности, поэтому при его оценке необходимо учитывать состояние конструктивной безопасности, т.к. при недостаточном ее уровне потери (в том числе и финансовой) для владельца (покупателя) транспортного средства могут значительно превосходить стоимость объекта оценки.
При оценке стоимости транспортных средств учитывают 4 вида конструктивной безопасности: активную, пассивную, послеаварийную и экологическую.
Оценку стоимости транспортных средств проводят: при переоценке активной части основных фондов по группе «транспортные средства» и в случаях, когда необходима их оценка в процессе приватизации; в таможенных целях; для целей налогообложения; при купле-продаже, в том числе аукционной; при залоге, аренде и лизинге; при оформлении в качестве вклада в уставный капитал предприятия и выделении вклада участника общества при выходе из общества; при реорганизации и ликвидации общества; при страховании; при определении размера ущерба от их повреждения; при дарении, наследовании и разделе имущества в судебном порядке; при заключении договоров мены и бартерных сделок; при конфискации, списании и утилизации. Оценка стоимости транспортных средств в указанных целях получила активное развитие с 1992 года , до этого проводилась лишь оценка ущерба от повреждения транспортных средств в ДТП. При оценке стоимости транспортных средств определяют следующие виды стоимости: восстановительную, таможенную, рыночную на первичном и вторичном рынках, страховую, остаточную, ремонта транспортных средств и ущерба от их повреждения. Методология оценки стоимости транспортных средств базируется на сравнительном и затратном подходах.
Наиболее подходит сравнительный подход, т.к. транспортные средства являются продукцией крупносерийного и массового производства и число сделок купли-продажи достаточно велико, поэтому ценовая информация стабильна, представительна и доступна. Затратный подход используется только при оценке переоборудования транспортных средств и при изготовлении их в порядке индивидуального творчества (поскольку изготовление одного-единственного транспортного средства представляет собой единичное производство, удельные затраты на изготовление выше, чем при серийном производстве). Он рационален при оценке стоимости ремонта (восстановления) транспортных средств и реализуется на основе составления калькуляций на ремонтные работы. Доходный подход возможен лишь при оценке раритетных (редких, ценных) автомобилей в том случае, когда они приносят доход своим владельцам путем использования на съемках фильмов, участия в демонстрационных пробегах, экспонирования на выставках и т.п. Для получения наиболее точной оценки износа транспортных средств целесообразен метод оценки износа с инструментальным контролем технического состояния транспортного средства, позволяющий объективно определить его эффективный возраст. Этот метод основной в мировой практике оценки стоимости транспортных средств. В России в связи с отсутствием необходимой производств, базы он не получил широкого распространения. При отсутствии средств инструментального контроля износ может быть определен нормативным методом с корректировкой в зависимости от условий эксплуатации.
Нормативно-методические документы, регламентирующие проведение работ по оценке стоимости транспортных средств - утвержденные Минтрансом России «Методика оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состояния. Р-03112194-0376-98» и «Методика оценки стоимости поврежденных транспортных средств, стоимости их восстановления и ущерба от повреждения. Р-03112194-0377-98». Методики разработаны с учетом требований законодательства РФ и устанавливают общие положения, принципы и методы, на основе которых рекомендуется проводить оценку: остаточной стоимости транспортных средств; стоимости поврежденных транспортных средств; стоимости ремонта (восстановления) поврежденных транспортных средств; ущерба от их повреждения.
Документы регламентируют проведение работ по оценке на единой методической основе, что обеспечивает достоверность, точность, воспроизводимость, доказательность и объективность результатов оценки и создает необходимые условия для защиты прав потребителей услуг по оценке транспортных средств в соответствии с требованиями законодательства РФ. Результаты, получаемые при использовании методик, действительны для условий конкретных товарных рынков транспортных средств, запасных частей к ним, материалов для ремонта, услуг по их ремонту на территории РФ (место оценки транспортного средства). В методиках приведен перечень оснащения оценщика автотранспортных средств, а также формы договоров на проведение оценки автотранспортных средств и формы отчетов об оценке, соответствующие требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (1998).
Развитие методического и регламентного обеспечения работ по оценке стоимости транспортных средств осуществляется в рамках Системы добровольной сертификации услуг по оценке автотранспортных средств и объектов отрасли автомобильного транспорта «СЕРТОЦАТ» [утверждена Министерством транспорта РФ 15 окт. 1997 года и зарегистрирована Госстандартом РФ в Государственном реестре - свидетельство РОСС RU. 0001.03ЮФОО]. Задачи Системы «СЕРТОЦАТ»: обеспечение экономической безопасности государства, общества, юридических лиц и физических лиц (граждан); защита имущественных прав потребителей услуг по оценке; содействие потребителям в компетентном выборе исполнителя услуг по оценке; формирование единого правового, нормативного, методического и информационного обеспечения оценочной деятельности; содействие совершенствованию системы профессиональной подготовки экспертов по оценке; информационно-методологическая поддержка организаций и специалистов на рынке услуг по оценке; создание апелляционных механизмов, обеспечивающих защиту прав потребителей услуг по оценке; повышение профессиональной этики экспертов и проведение контроля за оценочной деятельностью; гармонизация национальных нормативных и методических документов с международными документами в этой сфере. Решение задач обеспечивается: государственной головной организацией - Министерством транспорта России; руководящим административным органом по сертификации - Департаментом автомобильного транспорта Минтранса России; Советом по сертификации; головным методическим и учебным центром - Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ); методическими центрами; учебными центрами; органами по сертификации; исполнителями услуг. Номенклатура сертифицируемых услуг включает более 100 наименований и охватывает в качестве объектов оценки практически все виды автотранспортных средств, предприятий и других имущественных объектов автотранспортной отрасли, а также гражданско-правовых отношений, при которых необходима оценка.