Операционная техника в банках
- совокупность правил и технических приемов по организации бухгалтерской работы, документооборота, ведению бухгалтерского учета и контроля при совершении денежно-расчетных операций. Все операции, осуществляемые кредитной организацией в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» и лицензией Банка России, совершаются и отражаются в бухгалтерском учете на основании документов установленной формы. Операции проводятся, как правило, на основании принятых к исполнению документов клиентов. Операции, совершаемые без документов клиентов банка, оформляются документами, составляемыми кредитной организацией на бланках установленной формы (приходные и расходные кассовые и мемориальные ордера, распоряжения уполномоченных сотрудников и др.).Документы, на основании которых совершаются бухгалтерские записи, должны иметь необходимые реквизиты и подписи. При использовании ЭВМ документ может быть оформлен путем распечатки на бумажном носителе его электронного образца, соответствующего бланку установленной формы либо содержащего все реквизиты, предусмотренные бланком. Операционная техника в банках имеет специфику, соответствующую различным видам банковских операций: кассовые приходные и расходные операции, операции по безналичным расчетам, с иностранной валютой и платежными документами в иностранной валюте, внутрибанковские операции по учету фондов, доходов, расходов и др. Во всех случаях документы, поступившие в операционное время в бухгалтерской службы, подлежат оформлению и отражению по счетам кредитной организации в тот же день. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и на основании Правил бухгалтерского учета, установленные Банком России, кредитная организация самостоятельно разрабатывает правила документооборота и технологию обработки учетной информации. Отдел банка, ведущий учет и обработку денежно-расчетных операций, называют бэк-офис.
Использование полнофункциональной интегрированной автоматизированных банковской системы обеспечивает ведение всех основных операций в банке в автоматическом режиме, позволяя параллельно поддерживать бухгалтерский учет (как по правилам Банка России, так и по международным стандартам) и управленческий учет и создать единое информационное пространство банка (центр, офис + филиалы).