Контроль внешнеторговых сделок
- 1) система мер (организационные структуры и средства регулирования поставок контролируемых товаров) по защите государственных интересов РФ при осуществлении внешнеэкономической деятельности и конверсии оборонной промышленности; 2) защита национальных интересов и соблюдение международных обязательств по нераспространению оружия массового уничтожения и иных особо опасных видов оружия и технологий их создания.
Правовая основа К.в.с. - Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, направленные на предотвращение ущерба от экспорта в зарубежные страны отд. видов товаров. Рабочие оргны К.в.с. России: Комиссия по экспортному контролю при Правительстве РФ и Федеральная служба РФ по валютному и экспортному контролю (ликвидирована в авг. 2000). Экспорт товаров (работ и услуг) или их выпуск за пределы таможенной территории РФ без последующего ввоза принадлежит к числу важн. таможенных режимов. Это означает обязат. предъявление документов о внесении экспортером требуемых платежей, а в необходимых случаях - представления таможенной декларации и копии получ. лицензии.
Единая политика К.в.с. определяется обеспечением безопасности страны, ее политич., экономич. и военных интересов, что предполагает осуществление экспорта и импорта РФ, как правило, без количеств. ограничений. Для устранения серьезного ущерба или для предотвращения угрозы его причинения в соответствии с общепризн. нормами междунар. права Правительство РФ может количественно ограничить экспорт (импорт) или ввести спец. таможенную пошлину. Основанием для введения защитных мер служат результаты расследования, провед. федер. органом исполнит. власти по поручению Правительства РФ и(или) по заявлению органа исполнит. власти субъекта РФ, производителя или объединения производителей, чье совокупное произ-во подобных товаров или товаров, непосредственно конкурирующих с импортируемыми, составляет более 50% их внутреннего произ-ва. Срок расследования - не более 2 мес. со дня принятия заявления. Процедура введения защитных мер предусматривает направление уведомления соотв. органам иностр. гос-в или органам тамож. территорий о начале расследования с указанием товара, доказательств наличия существенного ущерба или угрозы причинения такового от его импорта, предлагаемой защитной меры и срока ее введения, а также о готовности провести консультации по спорным вопросам. Офиц. публикация решения Правительства РФ по введению защитной меры и об экономич. санкциях с указании общего кол-ва и стоимости подпадающих под ограничение товаров должна произойти не позднее чем за 3 мес. до введения этих ограничений в действие. Под существ. ущербом понимается общее ухудшение состояния отечеств. произ-ва в данной отрасли (сокращение произ-ва и рентабельности соотв. товаров и услуг); под угрозой причинения существ. ущерба- очевидная неотвратимость такого ущерба, подтвержд. фактич. доказательствами.
Срок действия защитных мер, их досрочная отмена или продление экономич. санкций, а также все изменения в общем объеме и стоимости товаров на период действия по отношению к ним защитных мер устанавливаются Правительством РФ с учетом междунар. обязательств РФ. При этом распределение квот (см. Квотирование) и выдача лицензии осуществляется путем проведения конкурса и международного аукциона или с представлением преимуществ, права выполнения операций по экспорту и(или) импорту суммарного исполнения квоты. Не допускается ограничение числа участников конкурса или аукциона, их дискриминация по форме собственности, месту регистрации и положению на рынке. Товары, ввозимые на тер. РФ, должны соответствовать технич., фармаколог., санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологич. стандартам и требованиям, установл. в РФ. Исходя из нац. интересов, могут устанавливаться запреты и ограничения экспорта и(или) импорта товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в т.ч. прав на них по соображениям обществ. морали и соблюдения правопорядка; охраны жизни и здоровья людей, животного и растит. мира и окружающей среды в целом; сохранения культурного наследия народов России; защиты культурных ценностей от незаконных вывоза, ввоза и передачи прав собственности на них; необходимости предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов, если меры, связ. с этим, проводятся одновременное ограничением соотв. внутр. произ-ва и потреблении обеспечения нац. безопасности РФ; защиты внешнего финанс. положения и поддержания платежного баланса РФ; выполнения междунар. обязательств России. Порядок сертификации ввозимых товаров и ввоз экологически опасной продукции регулируются и(или) подлежат спец. контролю в соответствии с федер. законами и иными правовыми актами РФ.
Запрещен ввоз на тер. РФ товаров: не соотв. стандартам и требованиям, указ. выше; не имеющих сертификата, маркировки или знака соответствия в случаях, предусмотр. федер. законами и иными правовыми актами РФ; запрещ. к использованию как опасные потребительские товары, имеющие дефекты и представляющие опасность для потребителей. Все эти товары и продукты должны быть вывезены обратно или уничтожены на основании акта, составл. независимыми экспертами Торгово-промышленной палаты РФ в порядке, определ. Таможенным кодексом РФ. К.В.С. осуществляется и для защиты нац. интересов. Попадающая под К.в.с. номенклатура вооружений, военной техники, отд. видов сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технич. информации иуслуг, к-рые применяются или могут быть применены при создании оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и иных наиболее опасных видов оружия, определяется перечнями, устанавливаемыми указами Президента РФ по представлению Правительства РФ. Эти указы вступают в силу не ранее 3 мес. со дня их офиц. публикации. Перечень вооружения, военной техники, работ и услуг, впервые предлагаемых для экспорта из РФ, утверждается Президентом РФ по представлению Правительства РФ. Экспорт (импорт) продукции военного и двойного назначения (гражданского и военного) осуществляеся в соответствии с решением Правительства РФ и основании лицензий, выдаваемых в установл. порядке.