Контроль
(от фр. controle - проверка, англ. control) - составная часть управления экономическими объектами и процессами, заключающаяся в наблюдении за объектом с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному законами, положениями, инструкциями, др. нормативными актами, а также программами, планами, договорами, проектами, соглашениями.
Контроль предназначен для осуществления наблюдения в соответствии с задачами, правами и обязанностями субъекта управления. Выделяют след. виды контроля: государственный статусом к-рого могут обладать контрольные органы, функционирующие в непосредственном подчинении законодат. власти; вневедомственный проводимый органами распорядит. и исполнит. власти; ведомственный включая внутрихозяйственный, проводимый ведомственными органами, обладающими контрольными полномочиями; аудиторский, независимый, обязательный, платный, осуществл. на основании договоров с объектом контроля (клиентом) о проведении финанс. проверок; общественный контроль со стороны обществ, организаций, профсоюзов и т.п..
Реализуя контрольную функцию, субъект управления создает необходимые предпосылки для нормального функционирования хозяйствующего субъекта и достижения намеченных целей как в стратегической перспективе, так и при решении вопросов оперативного характера. Содержание К. раскрывают такие процедуры, как: сбор, обработка и анализ информации о фактич. положении дел в структурных подразделениях; сравнение полученных данных с запланированными показателями; выявление отклонений и анализ их причин; разработка системы мероприятий для достижения намеченных целей. В совр. практике управления используются разл. виды К. По контролируемым объектам различают: К. хода производственных процессов, технологич. К., финанс. К., К. трудовой дисциплины и т.д. По периодичности К. может быть систематич., периодич. и разовым. По широте охвата различают К. общий и выборочный. Выделяют три аспекта управленческого К.: установление стандартов - ясное и четкое формулирование целей, к-рые должны быть достигнуты в намеченный период времени. Стандарты базируются на планах, разрабатываемых орг-циями. Одновременно формируется система показателей результативности деятельности управляемого объекта и его структурных элементов, позволяющая точно определить, что должно быть получено для достижения намеченных целей (объем, продажа, прибыль, стоимость сырья и материалов и т.д.); измерение фактически достигнутых результатов за определ. период и их сравнение с ожидаемыми. В ходе сравнения оценивается, насколько допустимы или относительно безопасны обнаруженные отклонения от стандартов; подготовка необходимых корректирующих действий, способствующих при-ведению фактич. положения дел к запланиров. результатам. На этом этапе могут пересматриваться и сами стандарты.
Принята своего рода технология К. Он проводится по опред. принцип. схеме: выбор концепции К. (система, процесс или частные проверки, предмет и цель К., контролирующий орган); определение цели К. (целесообразность, регулярность и эффективность); нормы К. (этические, правовые, производств, и т.п.); методы К.(предварительный (диагностич., терапевтич.); текущий и заключительный); объем и область К. (полный, сплошной, эпизодический, финанс., качество продукции, производительность труда, экология и т.п.).
Действенность и эффективность К. обеспечиваются при соблюдении след. требований: использование заранее принятых стандартов; соответствие функции, подлежащей измерению; доступность для своевременного понимания (позволяющая немедленно определить отклонение от норм и стандартов); результативность, способность продуцировать четкие корректирующие меры; последоват. характер контрольных процедур; базирование на реальных целях и задачах, ориентированных на объективные факты.