Контроллинг
(англ. controlling) - внутрифирменная система интегрированного информационного обеспечения планирования и контроля.
Концепция К. возникла в США в кон. XIX в. В Великобритании под К. понимается процесс измерения и мониторинга результатов деятельности компании в сравнении с предварительно определ. целями, планами, стандартами и бюджетами, а также принятие требуемых корректирующих действий. В США К. означает вообще деятельность по управлению и контролю, направл. на выполнение производств. операций согласно установл. плану. В Германии под К. (начал применяться с 1970-х гг.) часто понимают систему управления прибылью пр-тия. К. как инструмент интегрированного планирования и контроля может применяться на пр-тиях разного организац. строения и разной величины.
К. представляет собой преобразование традиционного финанс. и бух. учета в спец. учет для управления (англ. managerial accounting). Если традиционный учет регистрирует свершившиеся факты, причем разрозненно, без связи между ними, К. стремится к интегрированному отображению самого хода деятельности (компании, пр-тия) и целиком обращен к управлению, принятию на основе собранной информации конкретных управленч. решений. Специалист службы К. (контроллер) должен обеспечить разработку оптимальных планов с учетом всех альтернативных вариантов и ориентации на взаимосогласованность действий всех подразделений фирмы.
Осн. задачи К. - информац. обеспечение ориентированных на результат процессов планирования, регулирования и контроля (мониторинга) на пр-тии, выполнения функций интеграции, системной организации и координации. Базу К. образуют показатели производств, и финанс. учета, по возможности организованные в банк технико-экономич. данных. Контроллинговая информац. система ведет К. затрат и результатов, инвестиций, снабжения, производства, логистики и сбыта. Среди инструментов, используемых для выполнения отд. стратегич. и оперативных задач К.: бенчмаркинг - англ. benchmarking (анализ и сравнение с конкурентами), разработка прогнозных сценариев, сетевое планирование, стоимостной анализ затрат и результатов, калькулирование, расчеты экономической эффективности, портфельный анализ, анализ точки безубыточности, имитационное моделирование и др. В организац. отношении введение К. приводит к тому, что ряд специфических для зап. компаний должностей, напр., казначея (финанс. директора) и секретаря (ассистента правления) передаются в ведение организационно оформленной службы К. В крупных компаниях создаются спец. структурные единицы - отделы К., в малом бизнесе выполнение соотв. функций передается внешним сервисным контроллинговым центрам. Задачи внутреннего аудита (ревизии) в США (в отличие от нем. практики) тоже входят в функции К.