Конкуренция
(в русск. через нем. Konkurrenz (с XVII в.) или польск. konkurencja от лат. concurrere -совместнодомогаться цели; англ. competition от позднелат. competere - до биваться лидерства) - соперничество, соревнование физических и юридических лиц в определенной сфере деятельности при столкновении экономических инте ресов.Конкурентные отношения в экономич. сфере возникли одновременно с товарным производством как механизм регулирования рыночного хозяйства. Они выполняют роль «соединительной ткани», благодаря к-рой рыночное хозяйство функционирует как сложная и многозвенная система. Порождаемая обществ, разделением труда, экономич. обособленностью производителей и частной собственностью, К. является одной из ключевых объективных закономерностей развития рынка. «Невидимая рука» рынка, о к-рой писал Адам Смит (1723-90), действует прежде всего с помощью реального механизма К. Любому индивидууму, занятому экономич. деятельностью, внутренне свойственна склонность к состязательности и предприимчивости, вследствие чего К. не тождественна лишь «кровавой борьбе за существование». Она делает ставку на реализацию известного принципа «от каждого по способностям» с коррекцией на начальное неравенство этих способностей и отсюда - на необходимость делового соперничества между их носителями. К. проявляется в борьбе между разл. субъектами рынка за более выгодные и экономически оптимальные результаты производства и реализации продукции и услуг, за лучшее качество обмениваемых благ и обслуживания потребностей; она содействует ускорению научно-технич. прогресса и совершенствованию структуры нац. хоз-ва.
Будучи по-прежнему «борьбой всех против всех», К. постоянно эволюционирует в сторону все более полного удовлетворения индивидуальных и обществ, потребностей людей и в этом смысле может превращаться в «борьбу всех ради всех». К. (как и рынок в целом) бесспорно несет в себе и созидательные, и разрушительные свойства. Однако, по словам известного англ. экономиста, главы Кембриджской школы А. Маршалла (1842-1924), «экономист не должен порицать конкуренцию вообще, без всякого анализа; он обязан придерживаться нейтральной позиции в отношении любого ее проявления, пока не убедится, что ограничение конкуренции не окажется на практике более антиобщественным, чем сама конкуренция».
Выделяют шесть осн. функций К.: регулирующую, аллокационную, инновационную, адаптационную, распределительную и контролирующую. Регулирующая функция заключается в воздействии на предложение (и скрытое за ним производство) благ с целью установления его оптимального соответствия спросу (по треблению). Девизом этой функции выступает принцип: «производите только то, что сумеете продать, а не пытайтесь продать то, что сумели произвести». Аллокационная функция (от англ. allocation - разме щение) выражается в эффективном размещении самих факторов производства (в первую очередь - труда, земли и капитала) в местах (хозяйствующих субъектах и географ, регионах), где их применение обеспечивает наибольшую отдачу. Инновационная функция обнаруживается в использовании нововведений, опирающихся на научно-технич. достижения и предопределяющих динамизм фактич. развития субъектов рыночной экономики и общественного производства в целом. Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление фирм к условиям внутр. и внешней среды, что позволяет им переходить от простого самосохранения (экономич. выживания через снижение издержек производства и реализации и глубокое изучение рынка) к расширению сфер хоз. деятельности. Распределительная функция оказывает прямое и косвенное воздействие на распределение суммарного объема произвел, благ (ВНП) среди потребителей. Контролирующая функция не допускает установления экономич. диктата одних агентов рынка над др. В рыночной экономике различают совершенную и несовершенную К.
Совершенная (абсолютно свободная) К. характеризуется наличием на рынке неогранич. множества продавцов и покупателей однородных товаров и невозможностью установления каждым из них контроля над ценами (по сути это абстрактная, теоретич. модель). В отличие от нее несовершенная К. обязательно предполагает более или менее активное включение в конкурентные отношения элементов монополизации и возможность установления власти над ценами со стороны отд. субъектов рынка.
В рамках не совершенной К. выделяют чистую монополию, олигополистическую К. и монополистическую К. В первом случае на определенном рынке должно установиться господство единственного продавца (монополия) или покупателя (монопсония) с абсолютной властью над ценами и объемом выпуска (однако господству монополиста всегда на практике «мешают» инновац. фирмы, выпускающие новые товары и товары-заменители, а также иностр. производители). При олигопольной (от греч. oligos - немногочисленный и poleo - продаю) структуре рынка небольшое кол-во фирм захватывает контроль над к.-л. отраслью (с возможностью его распространения на цены). И, наконец, в третьем, самом типичном для хозяйств, практики, варианте достаточно большое число субъектов рынка делает ставку на выпуск дифференцированной продукции в борьбе за привлечение внимания покупателей (показателями ее отличия могут быть качество, торговая марка, уровень сервиса, стиль оформления, реклама, и даже привлекательность упаковки), в результате чего каждый из них выступает одновременно в ролях и монополиста, и конкурента с реальной возможностью контроля над ценами на свои особые (отличающиеся от др. аналогов) продукты и услуги.
Именно такого рода монополистическая К. выступает как ведущая форма конкурентных отношений на всех этажах современного бизнеса - от большого до малого. В конкурентных отношениях используются, помимо рыночных, нерыночные формы борьбы (экономич. шпионаж, экономич. бойкот, рэкет и др.). Законодательством не допускаются приемы недобросовестной К., связанные с нарушением принятых на рынке деловых норм и правил К. (незаконное получение и разглашение конфиденциальной информации; распространение ложных сведений путем рекламы или иными способами о качестве продукции, способах ее производства и пригодности к применению, ценах и т.д.; замалчивание важной для потребителя информации). Закон запрещает согласованные действия в любой форме (картели и т.п.) по установлению условий, ограничивающих К., а также разделу рынков и устранению с них или ограничению доступа на них хозяйствующих субъектов в кач. продавцов или покупателей.
Особую роль играет К. на финансовом рынке и, в частности, в банковском деле. Она разворачивается здесь между разл. кредитными институтами как по линии привлечения средств, так и в области активных операций и предопределяется укрупнением банковского капитала, ориентацией банков на массового потребителя, ростом их универсализации и вторжением в нетрадиц. сферы обслуживания клиентов, существ. сдвигами в технологии банковского дела, структурными изменениями кредитных портфелей и др. Общая эффективность банковского бизнеса, равно как и удовлетворение дифференцир. потребностей клиентуры, находятся в прямой зависимости от умелого поддержания на финанс. рынке режима добросовестной К. Однако в данной сфере и особенно в больших по территории федеративных гос-вах следует учитывать объективную необходимость как увеличения численности кредитных институтов, так и их централизации, позволяющей получать выгоды от масштабов ведения операций и финанс. устойчивости. Применительно к рынку ценных бумаг РФ запрет на приемы недобросовестной К. содержится в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг» (1996 в ред. 1998 и 1999).
Действенность рынка кредитных ресурсов неотделима от заметного обострения межбанковской К., к-рая охватывает не только коммерч., но и сберегат., инвестиц., ипотечные и торговые банки, а также др. специализир. кредитные учреждения. Она дополняется усиливающимся соперничеством банков со страховыми и лизинговыми компаниями, пенсионными фондами и пр. субъектами кредитного рынка. В рамках межбанковской и сопряженных с ней форм К. все большее значение приобретает борьба ее участников за расширение клиентуры с использованием стратегии дифференциации банковских услуг.
Во всех странах с высокоразвитой рыночной экономикой смешанного типа конкурентные отношения являются объектом гос. регулирования с помощью соответств. антимонопольного законодательства, и сам перевод народного хоз-ва на рыночные рельсы невозможен без конструктивных мер государства, нацеленных на создание системы эффективной и добросовестной К. Международный опыт свидетельствует, что при этом наиболее жестко государственная власть должна регулировать банковскую систему.