Казначейская система исполнения бюджета
организация исполнения бюджета в соответствии с российским законодательством через органы Федерального казначейства Минфина России либо региональные казначейства субъектов РФ и муниципальных образований.
Переход к Казначейской системе исполнения бюджета был вызван реформированием бюдж. и банковской систем, необходимостью усиления контроля за своеврем. поступлением средств на бюдж. счета и целевым расходованием бюджетных средств. При казначейском исполнении бюджета учет поступлений по бюджетной классификации доходов, распределение доходов между бюджетами разных уровней, регулирование объемов и сроков при нятия бюджетных обязательств, совершение разрешит, надписи на право осуществления расходов в рамках выдел, лимитов бюджетных обязательств, платежи от име ни получателей бюджетных средств производят каз начейские органы.
Федеральное казначейство Минфина РФ выполняет операции со средствами федерального бюджета, в случае заключения соотв. бюджетных соглашений - со средства ми бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Про исходит переход на исполнение федерального бюджета через единый счет Федерального казначейства, открытый в учреждениях Центрального банка РФ (ранее по исполнению федерального бюджета в кредитных учреждениях отдельно открывались доходные счета и счета по учету средств федер. бюджета). В результате в оперативном управ лении Казначейства оказываются и доходные, и рас ходные потоки, что должно разделить информац. и ден. потоки, обеспечить ускорение финансирования, сократить встречные потоки, устранить кассовые разрывы. К операциям Федерального казначейства относится и краткосрочное прогнозирование поступлений на бюдж. счета и расходования бюдж. средств.
Казначейская система исполнения бюджета позволяет сделать процесс его исполнения прозрачным и подконтрольным государственным органам. Федеральное казначейство ведет учет исполнения бюдже та и составляет отчетность, сверяет отчетные данные с данными органов, контролирующих исполнение до ходной части бюджета, и кредитных учреждений. Происходит переход по учету внебюджетных средств бюдж. учреждений на лицевых счетах в органах Федерального казначейства. В Федеральном казначействе действует телекоммуникационная информационная система, позволяющая получать ежедневные данные о состоянии бюджетных счетов и представлять эти данные министру финансов РФ, Правительству РФ и Государственной Думе Федерального Собрания РФ.
Федеральное казначейство выполняет текущий контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета (и территориальных бюджетов, если их исполнение осуществляется через органы федерального казначейства). В результате списание средств с бюджетного счета на основе платежных документов, представляется. распорядителями бюджетных средств и их получателями, осуществляется кредитными учреждениями только после разрешительной надписи казначейских органов, проверивших соответствие этих расходов утвержд. смете доходов и расходов, лимиту бюджетных обязательств. Последующий контроль за целевым использованием бюджетных средств выполняют территориальные органы департамента государственного финансового контроля и аудита Минфина России.
Казначейские органы контролируют также своевременность зачисления кредитными учреждениями налоговых и других поступлений на бюджетные счета, своевременное перечисление средств на счета бюджетополучателей (если последним не открыты лицевые счета).
Органы федерального казначейства наделены правами: проведения в министерствах, ведомствах, учреждениях, на предприятиях проверок документов, связанных с зачислением, перечислением и использованием средств федередрального бюджета; приостановки операций по счетам предприятий, учреждений и организаций в случае непредставления работницам органов казначейства требуемых документов; изъятия соотв. документов; выдачи предписания об устранении нарушений бюджетного законодательства, о взыскании средств федерального бюджета, используемых не по целевому назначению; наложения штрафов на кредитные учр-ния при несвоевременном проведении операций с бюдж. средствами; внесения предложений в центральный банк рф о приостановлении действий лицензий кредитных учр-ний, нарушающих бюдж. за конодательство.
В ряде субъектов РФ (напр., города москва, санкт- петербург, ярославская обл. и др.) созданы регион, казначейства при финанс. органах, чьи функции по исполнению территориальных бюджетов аналогичны функциям федерального казначейства по исполнению бюджета.